Антиклерикализм в Живом Журнале

Колонки

12.08.2013 // 3 657

Доктор философских наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского государственного университета.

Наиболее святейший из всех существующих у нас чинов рискует стать наиболее осмеиваемым, ибо не добродетелью, но происками приобретается у нас председательство, и престолы занимаются не достойнейшими, но влиятельнейшими.
Григорий Богослов

Антиклерикализм, наверное, существует столько же веков, сколько и клерикализм, и является во многом реакцией на клерикализацию, которая выражается в том, что служители церкви занимаются не только духовным окормлением паствы, но и начинают активно вмешиваться в светскую жизнь и даже руководить государством. Антиклерикализм, как правило, возникает тогда, когда люди начинают замечать, что духовенство злоупотребляет властью в различных областях повседневной жизни [1].

Р. Докинз пишет: «Религиозность американцев проистекает, как это ни странно, из антиклерикализма конституции. Именно потому, что в юридическом отношении Америка является светским государством, религия превратилась в своего рода частное предпринимательство. Конкурирующие церкви стараются переманить друг у друга паству — вместе с толстыми кошельками; при этом в ход пускается весь арсенал агрессивных рыночных уловок. Приемы рекламы стирального порошка помогают рекламировать и бога; в результате налицо почти маниакальная религиозность среди слабообразованных классов. В Англии же, наоборот, под сенью прочно укоренившейся церкви религия превратилась в почти полностью утратившее религиозные признаки времяпрепровождение в приятной компании — не более того» [2]. В период Нового и, в особенности, Новейшего времени антиклерикализм является если не движением, то достаточно распространенным настроением во многих странах мира, будучи реакцией общества на вмешательство Церкви в искусство, науку и образование [3]. В тех странах, где Церковь имеет реальную власть, подкрепленную законодательно, антиклерикализм зачастую становится спутником революционных и других радикальных движений [4].

В Европе антиклерикализм начинает играть важную роль в политических и духовных движениях в период позднего Средневековья [5]. Можно говорить о немецком антиклерикализме, особенно в период Реформации, когда антиклерикальные настроения стали одной из основных движущих сил религиозных реформ и сплотили народные массы [6]. При этом некоторые движения воспринимали клириков как врагов Евангелия и агентов Антихриста.

Невозможно представить Французскую революцию без антиклерикальной составляющей. В XIX столетии можно смело говорить об испанском антиклерикализме как одном из факторов развития современной испанской культуры [7], и, конечно же, достаточно много работ было написано о российском антиклерикализме, хотя в последнее время появилась устойчивая тенденция представлять эти работы как чисто идеологические, что может быть верно лишь отчасти. Также в обыденном сознании антиклерикализм часто связывается с атеизмом, что, конечно, не совсем верно. Разумеется, атеист может быть антиклерикалом, но процент антиклерикалов достаточно высок и среди верующих людей, в последнее время появилось даже такое выражение — «православный антиклерикал».

Это не покажется странным, если мы обратимся к истории, особенно истории Нового и Новейшего времени.

В России в Новое время антиклерикализм был распространен не только в среде радикально настроенной молодежи, но и среди обывателей. Этнографы еще в XIX веке собрали богатый антиклерикальный фольклор (загадки, сказки, поговорки) [8]; хочу сразу оговориться, что антиклерикальный фольклор широко распространен и в Европе [9]. Причины антиклерикальных настроений в народной среде различны (пожалуй, большая часть их «работает» и в наше время); одной из основных причин является материальное благосостояние священнослужителей (наличие у священника дорогого автомобиля — это первое, что отмечают многие люди, когда обсуждают священнослужителей). Но, конечно же, не это основная причина антиклерикальных настроений. Главное, что священнослужители, далеко не всегда должным образом исполняя свои обязанности и порой не являясь образцом для подражания, тем не менее позиционируют себя как духовных пастырей, наставляющих верующих, [10] и чрезвычайно активно вмешиваются в их жизнь, вплоть до ее мелочной регламентации.

«Живой Журнал» (ЖЖ) дает возможность достаточно широко рассмотреть религиозные и политические взгляды пользователей русскоязычного Интернета. При анализе ЖЖ было установлено, что существуют тридцать четыре сообщества, которые в качестве одной из сторон своей деятельности указали «антиклерикализм». Это различные антиклерикальные группы: «Антиклерикал», «Активные антиклерикалы», «Сообщество непостящихся», «30 замученых котят. Антиклерикальное движение в защиту котят», «Сообщество Антипатриархальной Коалиции», «АНТИ ДОГМА», анархические сообщества «Ассоциация Движений Анархистов», «Анархия говорит по-русски» и др., — а также некоторое число объединений, отстаивающих гражданские права и свободы: «Свободный мир. Оппозиция», «Сообщество для представителей любых российских оппозиционных течений, ведущих борьбу за Свободу», «White Libertarians», «Сообщество группы “Паспортный Стол”», дарвинисты — «darwiniana» и множество достаточно экзотических групп, вроде «В Европе еще хуже», «Передвижной электрический биополярный измельчитель мозга», сообщества в поддержку сексуальных меньшинств, а также сообщества против сексуальных меньшинств, вроде «Движение против гомосексуализма». Хотя среди них число сообществ, в той или иной форме отстаивающих гражданские свободы, представляет большинство, в целом можно видеть, что антиклерикальная направленность — это то единое, что связывает людей, относящихся к совершенно разным социальным группам и имеющих различные точки зрения относительно тех или иных явлений современной жизни.

Если произвести поиски в ЖЖ не среди сообществ, а среди пользователей, указавших антиклерикализм среди своих интересов, и таких людей в русском секторе ЖЖ несколько сотен (в ЖЖ, среди общающихся на английском, французском, испанском и немецком языках, таких пользователей обнаружить не удалось), то мы также встретим огромный разброс по возрасту, социальному положению и интересам. Проанализировав журналы таких пользователей, мы пришли к выводу, что их можно разбить на шесть условных групп [11].

1. Блогеры, которые открыто позиционируют себя в качестве антиклерикалов, но не говорят о своем отношении к религии.

2. Атеисты — похоже, что многие из них, скорее, как раз антиклерикалы (их критика не ограничивается критикой РПЦ — например, поскольку активными пользователями русского ЖЖ являются граждане Израиля, активно критикуется раввинат).

3. Представители политических движений — анархисты, комсомольцы.

4. Верующие, но не являющиеся членами какой-либо религиозной организации (вера и религия для некоторых из них — вещи различные).

5. Люди, участвующие в религиозной жизни (ходят в церковь, причащаются, исповедуются, хорошо наслышаны о приходской жизни), возмущаются безразличием духовенства к простым верующим и тем, что Церковь, по их словам, постепенно становится частью чиновничьего аппарата. Некоторые отмечают, что в этом отношении даже в советское время положение было лучше, например, в одном из постов сказано: «Церковь — это система. И “хорошие”, правильные, идиотически честные священнослужители в системе не приживутся. Они будут выкинуты. Они уже выкинуты». Один из пользователей открыто отстаивает свои позиции, называя себя «православным антиклерикалом».

6. Священнослужители — в ЖЖ священнослужителей обсуждается тема «болезни клерикализма», часто именно в этом плане критикуется поведение архиереев, присутствует критика клерикализма как социального явления, негативно влияющего на Церковь как сообщество верующих, в котором клирики и миряне — неотъемлемые части целого (в качестве примера можно привести такое высказывание: «Мне пришлось отметить, что архиереи у нас больше царьки и властители, нежели пастыри народа: у греков епископы куда более просты и доступны в общении, и наши проблемы и боли в этом отношении они вряд ли знают»).

В одном из православных ЖЖ-сообществ обсуждался вопрос о причинах усиления антиклерикальных настроений в современном российском обществе. Мнения разделились. Часть пользователей сообщества уверены, что клерикализм соответствует учению о земной и небесной Церкви, а потому считают его божественным установлением, а всякие попытки противодействовать этому явлению приписывают стремлению различных сил, желающих едва ли не уничтожить Церковь, «говорят об активной работе агентов антиклерикализма, собственно как и агентов политической и военной разведки», влиянии неоязычников, «раскольников» (имеются в виду староверы) и протестантов (впрочем, в этом случае староверы любых толков определяются как носители протестантского мышления). Также к причинам антиклерикализма некоторые относят отсутствие религиозного образования. Но большинство пользователей отметили, что, по их мнению, Церковь превращается в бюро по оказанию ритуальных услуг, а некоторые, говоря о священниках, замечают, что «видят несоответствие между тем, что проповедуют они от имени Церкви, и их делами», при этом именно в антиклерикализме эта группа верующих видит реальную опасность для Церкви, отмечая при этом, что, «имхо, все давно уже проиграно, дальше будет, как было и раньше, история нас ничему не учит, плохо все кончится, плохо». Также среди причин усиления антиклерикальных настроений было отмечено «неосуществление надежд, что Церковь улучшит жизнь общества». Другой причиной члены этого сообщества считают тот факт, что воцерковленные люди начинают внимательно читать Библию, вчитываться в слова Нагорной проповеди и уходить от традиционного благочестия к индивидуальной, личной вере.

Конечно, нельзя по небольшой выборке из ЖЖ судить о том, как идут те или иные процессы в нашем современном обществе, однако наличие достаточно большой группы людей (среди которых немало и священнослужителей), говорящих об усилении антиклерикализма и самих выступающих с антиклерикальных позиций, свидетельствует о существовании этого явления.

 

Примечания

1. Scribner R.W. Popular Culture and Popular Movements in Reformation Germany. L.: Continuum International Publishing Group, 1987. P. 244.
2. Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2008. С. 42.
3. Roberts J.M. Europe, 1880–1945. N.Y., 2001. P. 55, 56.
4. Sperber J. The European Revolutions, 1848–1851. Cambridge, 2005. P. 81.
5. Dykema P.A., Oberman H.A. Anticlericalism in Late Medieval and Early Modern Europe. Leiden; N.Y., 1993.
6. Anticlericalism and Reformation in Germany // Scribner R.W. Popular Culture and Popular Movements in Reformation Germany. L.: Continuum International Publishing Group, 1987. P. 243–257.
7. Ullman J.C. The Tragic Week: A Study of Anticlericalism in Spain, 1875–1912. Harvard, 1968.
8. См.: Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. М., 1991; Домановский Л.В., Новиков Н.В. Русский антицерковный фольклор // Русское народно-поэтическое творчество против церкви и религии. Л., 1961; Померанцева Е.В., Соболева Н.В. Русские народные сатирические сказки Сибири. Новосибирск, 1981; Русская сатирическая сказка: В записях середины XIX–XX века. М.; Л., 1955; Шахнович М.И. Пословицы и поговорки о попах и религии. М.; Л., 1933.
9. Badone E. Religious Orthodoxy and Popular Faith in European Society. Princeton University Press, 1990. P. 158.
10. Большой фактический материал по данному вопросу представлен в работе: Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2007.
11. Из соображений конфиденциальности все сноски на высказывания пользователей ЖЖ из публикации убраны.

Источник: Антиклерикализм как культурно-исторический феномен. Сб. статей / Ред. колл.: М.М. Шахнович, Т.В. Чумакова и др. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2011. С. 121–129.

Комментарии

Самое читаемое за месяц