«Черные блокноты» Хайдеггера показали, что антисемитизм лежит в основе его философии

Мышление, искушающее себя банальными мнениями и историческими мифами? Или эхо великой войны, тревожащее великий ум?

Дебаты 19.03.2014 // 10 945
© KEYSTONE SCHWEIZ/LAIF

Новые публикации свидетельствуют, что один из самых влиятельных философов рассматривал «мировой иудаизм» как движущую силу дегуманизации современности.

Хайдеггер широко известен как один из самых влиятельных европейских философов XX века, сочинения которого сделались источником вдохновения для многих ведущих мыслителей современности. Между тем спустя почти сорок лет после его смерти французские и немецкие исследователи поставили вопрос, не имеют ли антисемитские воззрения автора работы «Бытие и время» более глубокие корни, чем предполагалось ранее.

Симпатии философа к нацистскому режиму имеют серьезные документальные подтверждения: Хайдеггер вступил в нацистскую партию в 1933 году и оставался ее членом до конца Второй мировой войны. Но ранее считалось, что антисемитские идеи скорее сказывались в его характере, нежели затронули суть его философии. В частности, так полагали Ханна Арендт и Жак Деррида, заявлявшие, что они многим обязаны Хайдеггеру.

Опубликованные на этой неделе «черные блокноты» (своего рода философские дневники, которые Хайдеггер просил не публиковать до полного завершения его работы) позволяют оспорить такой подход. Во Франции началась оживленная дискуссия, как только в декабре прошлого года отрывки из дневников просочились в прессу. Некоторые исследователи, специалисты по наследию Хайдеггера, даже пытались остановить публикацию блокнотов.

В Германии один критик утверждает, что теперь будет «затруднительно защищать» идеи Хайдеггера после публикации блокнотов, в то время как другой называет эти разоблачения «полным поражением» современной континентальной философии, — хотя публикация блокнотов до сих пор находилась под запретом издателя.

Самые противоречивые пассажи в черных блокнотах — серия размышлений, охватывающих период с начала Второй мировой войны до 1941 года. Дистанцируясь от расистских теорий, поддерживаемых нацистскими интеллектуалами, Хайдеггер тем не менее утверждает, что Weltjudentum («мировой иудаизм») является одной из основных движущих сил Запада в новое время, на которое он смотрел критически.

Хайдеггер пишет в блокнотах: «Мировой иудаизм вездесущ. Для дальнейшего распространения его влияния нет необходимости в военных действиях. Между тем, нам приходится жертвовать кровью лучших наших людей».

В другом отрывке философ пишет, что евреи, обладающие «талантом счетоводов», так рьяно сопротивлялись расистским теориям нацистов, так как «сами в течение продолжительного времени жили в соответствии с расовым принципом».

Понятие «мировой иудаизм» получило распространение в «Протоколах сионских мудрецов» — пресловутой подделке, претендовавшей на разоблачение еврейского плана мирового господства. Адольф Гитлер в Mein Kampf воспроизвел теорию заговора как само собой разумеющуюся, и Хайдеггер, кажется, также воспринял некоторые из ее ключевых аспектов. «Хайдеггер не просто воспринял антисемитские идеи — он переработал их философски. Ему не удалось обезопасить свои суждения от влияния этих тенденций», — сообщил Guardian Питер Трауни, редактор «черных блокнотов».

Блокноты также указывают на то, что для Хайдеггера антисемитизм частично сливался с сильнейшим неприятием американской и английской культур, которые обе он рассматривал как движущую силу так называемого Machenschaft, понятия, переводимого по-разному — «махинация» или «манипулятивное господство».

Также Хайдеггер утверждает, что подобно фашизму и «мировому иудаизму» советский коммунизм и британский парламентаризм должны рассматриваться как части властного дегуманизирующего направления в западной современности: «Буржуазно-христианская форма английского “большевизма” — самая опасная. Если ее не разрушить, эпоха модерна останется нетронутой».

В иронической заметке об английской культуре он пишет: «Что, кроме техники и метафизического мощения пути к социализму, Англия привнесла в культуру, за исключением банальности мышления и безвкусицы?»

Трауни, который является также директором Института Мартина Хайдеггера, заявил, что был «шокирован», когда обнаружил антисемитские заметки в черных блокнотах полтора года назад, но решил все-таки опубликовать их, несмотря на потенциальный вред, который они могли нанести наследию философа. «Я все еще считаю, что возможен конструктивный подход к наследию Хайдеггера, — говорит он. — Эти разоблачения могут только помочь процессу».

Другие философы утверждают, что эти разоблачения не являются неоспоримым свидетельством антисемитизма и не должны привести к отбрасыванию прочих сочинений Хайдеггера, даже если это и так. «Задача философии состоит в умении обнаруживать проблемы в своем собственном мышлении, даже там, где ты их не ожидал», — сказал о черных блокнотах британский философ Джонатан Ре.

«Лучшее из того, что написал Хайдеггер, — действительно лучшие образцы философии — это не запрет на согласие с высказанным мнением, но призыв ко всем нам попытаться сделать наше мышление более вдумчивым».

Источник: The Guardian

Комментарии

Самое читаемое за месяц