Иван Курилла
Сталинград по праздникам: неустойчивый хронотоп постсоветского общества
Новая «разметка» исторического времени и пространства в России? Провал проекта
© flickr.com/photos/zoetnet
Пространство и время человеческого общества отличаются от «физического», однородного во всех направлениях «пространства-времени». «Хронотоп» любого социума размечен традицией, обозначен символами и совсем не однороден. Так, очевидно, пространство храма или кладбища обладает сакральными свойствами, предписывающими должное поведение и налагающими больше ограничений, чем пространство торгового центра. Даты трагических событий («дни памяти») или праздники отличаются от обыденности своими системами запретов и предписаний. Часть этих запретов и предписаний поддерживается традицией и функционирует как повторяющийся ритуал. В прошлом монополию на «разметку» пространства и времени имела церковь (в свою очередь, боровшаяся с языческими ритуалами или перерабатывавшая их в соответствии с собственными задачами), однако в Новое время государство стремится поставить «хронотоп» себе на службу. Для этого власть реформирует календарь и исчисление времени, вводит новые, светские, праздники, меняет названия городов и улиц, а на площадях устанавливает памятники новым героям. Это, как правило, происходит в эпохи революций (и, добавим, служит четким определяющим признаком такой эпохи).
После победы революции на длительный период в стране закрепляется «хронотоп» победителей: новая топонимика и праздники существуют достаточно длительное время, чтобы общество воспринимало их как часть привычного мира. Спустя поколение многие имена забываются, символы утрачивают понятный смысл, и вокруг поддержания актуальности пространственной разметки формируются дополнительные ритуалы, напоминающие населению, что именно означает название улицы или кому установлен памятник. Праздники еще в большей степени зависят от ритуалов их проведения: праздничный день должен отличаться от будней не просто отсутствием работы, а тем или иным действием: демонстрацией, карнавалом, специальной праздничной символикой или особой праздничной пищей. Последним периодом длительного существования единой разметки пространства и времени в нашей стране была советская эпоха [1]. Внутри этого времени можно выделить свои периоды. Часть городов и улиц меняла названия по несколько раз, тогда как другие сохраняют и сегодня имена, которые ничего не означают для сегодняшних жителей. Так, например, в Волгограде, Ростове-на-Дону и Твери есть улицы 26 июня, названные когда-то в честь дня выборов в Верховный Совет РСФСР в 1938 году. Опала политических деятелей в советское время приводила к изменениям в топонимике: так, в 1951 году улица имени Маршала Жукова в Сталинграде сменила название на улицу Правды [2], а в 1957 году Буденновская улица была переименована в Антарктидскую (в честь успехов первой советской антарктической экспедиции). Тем не менее эти перемены происходили внутри одного и того же гомогенного символического пространства, утверждая одни и те же ценности. С распадом СССР начинается масштабное разрушение символических систем, которое не закончилось до сих пор.
Сегодня, прожив в независимой России 23 года, мы наблюдаем ситуацию, в которой не только отсутствует единая разметка пространства и времени, но незаметно ни поиска компромисса, ни даже диалога между сторонниками различных систем. Показателями незавершившейся революции являются, в частности, споры вокруг топонимики и разная символическая наполненность столицы и многих городов России. Так, например, центр Москвы избавился от советской топонимики и памятников деятелям коммунистического режима, тогда как Волгоград сохраняет и топонимику, и памятники той эпохи. Установление новых светских праздников, таких как День России 12 июня, также не оказалось успешным. В частности, не выработались общие для большинства ритуалы, отличающие этот праздник от других дней года.
Показательна попытка Президента РФ В.В. Путина «стабилизировать» символическую разметку, создав компромиссный календарь. В первые годы нового тысячелетия страна не только восстановила советский гимн и имперский герб, но и изменила систему праздничных дат. На роль главного государственного праздника тем временем выдвинулся День Победы, отмечающийся 9 мая. Один из главных праздничных дней СССР — 7 ноября — перестал быть праздником. Его «перенесли» на 4 ноября (со слабым обоснованием — «привязкой» к событиям 1612 года). Эту попытку также трудно назвать удачной. Единственный ритуал, приходящий на ум при обсуждении праздника 4 ноября, — «Русский марш», проводимый националистами; таким образом, вместо народного единства и согласия в этот день отмечается очевидное разделение общества.
В то же время произошла экспансия религиозных праздников (можно назвать ее и «реконкистой», поскольку эту «разметку времени» ликвидировали в свое время большевики), часть из которых стала официально выходными (как православное Рождество). В молодежную среду проникли праздники и даты западного происхождения: День святого Валентина, День святого Патрика, Хэллоуин, с которыми ведет борьбу православная общественность (например, противопоставляя День святых Петра и Февронии Дню святого Валентина). Изменились (и продолжают меняться) сроки и длительность выходных дней. Эта изменчивость говорит о том, что историческая разметка годового цикла еще не устоялась; это признание, в свою очередь, помогает понять, что общество пока не обрело новую идентичность.
Похожие проблемы очевидны и в топонимике: часть городов в постсоветское время обрела дореволюционные названия (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород), в то время как другие сохраняют свои советские имена (Киров так и не стал Вяткой). Особое место занимает Волгоград, который регулярно сотрясают инициативы вернуть ему имя Сталинград (но не дореволюционное Царицын) [3]. Названия районов во многих городах страны остаются «сталинскими»: Кировский, Ворошиловский, Дзержинский и пр. Множество городов, поселков, районов и улиц носит имя Ленина и его сподвижников. В ряде случаев исторические личности, в честь которых названы улицы, сегодня рассматриваются как виновники гибели множества людей (в годы революции и Гражданской войны, во время репрессий 1930-х и пр.), и вокруг этих названий кристаллизуются очаги противостояния. Часть этих топонимов уже давно утратила «привязку» к объектам или ценностям, но продолжает существовать «автономно»; так, в Волгограде до сих пор есть не только улица Павлика Морозова (с 1953 года), но и улица Карело-Финская (с 1954 года), а авторы исторических примечаний к официальному постановлению администрации Волгограда не смогли установить смысл названия улицы Воссоединения, хотя дата наречения — 1954 год — с очевидностью подсказывает, что речь шла о «воссоединении Украины с Россией», юбилей которого широко праздновался 60 лет назад [4].
В связи с этим весьма показательным выглядит прошлогоднее решение городской Думы Волгограда шесть раз в году — по праздничным и памятным дням — называть город Сталинградом (в дополнение к Волгограду). 30 января 2013 года городская Дума Волгограда приняла решение «Об использовании наименования “Город-герой Сталинград”», в соответствии с которым шесть раз в году — в дни воинской славы и памятные даты России, а также памятные даты Волгоградской области город Волгоград должен дополнительно называться «Городом-героем Сталинградом» [5].
23 декабря 2013 года в это решение было внесено дополнение, и теперь город получает второе имя восемь дней в году [6]. В результате этого решения буквальным образом сквозь современный хронотоп «просвечивает» предыдущий: по праздникам город по решению депутатов должен символически «проваливаться» в прошлое. Российская ситуация принципиально отличается от сосуществования разных символических систем, признающих друг друга, как, например, в США, где неширокий Потомак отделяет мемориал Авраама Линкольна от шоссе Роберта Ли. Каждая из этих систем, однако, имеет автономный ареал распространения, и мы не видим споров о переименовании городов, а день рождения генерала Ли или день героев Конфедерации признаются праздниками только в южных штатах. Однако проблема не сводится к географическому разделению приверженцев той или иной историко-политической символики. Российское руководство поставило перед собой цель создания единой символической системы для всей России (опасаясь сепаратистских настроений в некоторых регионах страны) [7], что означало также и стремление сформировать более сложную структуру этой системы, включение в нее условно «дореволюционных», советских и постсоветских символов (как это было сделано при одновременном утверждении «советского» гимна и «царского» герба).
Элементами создания этой новой системы были всероссийские конкурсы «Имя России» и «Семь чудес России», победителями которых были названы в каждом случае представители трех эпох отечественной истории (древнерусской, имперской и советской): «призовые места» в проекте «Имя России» заняли Александр Невский, П.А. Столыпин и И.В. Сталин [8], а среди «Семи чудес России» четыре были природными объектами, а три рукотворных представляли те же три эпохи: собор Василия Блаженного, Петергоф и Мамаев курган [9]. Однако внедрение новой разметки времени и пространства в повседневную жизнь россиян оказалось непростым делом. Ожидаемой стабилизации не случилось: новые праздники не прижились, к реформам календаря добавились реформы исчисления времени, а вся символическая разметка остается предметом острых дебатов. Степень сакральности того или иного пространства оспаривается. Примерами могут послужить акция панк-группы «Пусси Райот» в храме Христа Спасителя и последовавшие за ней конфликты, а также случаи осквернения военных мемориалов в разных городах страны, о которых сообщает пресса. Вместе с тем возможна трактовка этих акций как подтверждающих сакральность храма и мемориалов, поскольку именно это особое значение выделенных пространств придает акциям смысл, выходящий за рамки простого хулиганства. Перенос множества праздничных дней на новогоднюю неделю нанес дополнительный удар по членению годового цикла по праздникам [10]. Именно провалом проекта утверждения новой символической разметки пространства и времени можно объяснить тот факт, что в последние два или три года мы наблюдаем ужесточение государственных наказаний за «оскорбление религиозных чувств верующих» (введение этого закона прямо связывалось с «танцами в храме») [11] и за «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества» [12]. Государственное наказание за нарушение границ особо выделенных дат и мест является признанием того, что эти нарушения носят систематический характер. Такая неустойчивость хронотопа — признак неустойчивости социума, поэтому можно констатировать, что провалился сам проект его стабилизации.
Почему же такой многообещающий проект национального объединения на основе славного (и в то же время трагического) прошлого терпит такую очевидную неудачу? Мне представляется, что история оказывается материалом, способствующим расколу не в меньшей степени, чем объединению. В XXI веке каждая социальная группа строит собственную историю, проекты национальных историй уступили место региональным и групповым (не в последнюю очередь благодаря расширению исторического образования и появлению профессиональных историков в разных группах общества). В связи с этим более плодотворным представляется проект национального объединения, основанный на общем взгляде в будущее, а не в прошлое. Иными словами, общество может быть объединено идеалом, к которому оно стремится. В этом случае споры о прошлом перестают раскалывать нацию. В сегодняшней России мы не видим такого проекта будущего, который бы мог сыграть подобную роль, не заметно и споров о путях развития страны. Очевидно, нет и соответствующей топонимики. И в этом смысле советская эпоха может преподнести нам неожиданный урок, и тогда улицы Социалистические и Коммунистические, Антарктидские и Космические послужат образцом выбора названий.
Примечания
1. Эпоху Советского Союза можно, конечно, делить на более дробные отрезки: например, время «мировой революции», от которой нам остались «улица Марата» и день Парижской коммуны, период «возвращения национального» с празднованием годовщин побед русского оружия, а также период десталинизации, стерший с карты страны одно имя, но сохранивший большинство остальных наименований советской эпохи.
2. Новый поворот в отношении к «маршалу Победы» привел в 1996 году к появлению в городе проспекта Жукова.
3. Последнее по времени (но, уверен, не последнее вообще) обострение дискуссии о «Сталинграде» произошло уже после проведения нашего семинара, когда вопрос о переименовании поднял ветеран в вопросе Президенту РФ В.В. Путину во Франции 6 июня 2014 года в ходе празднования годовщины открытия Второго фронта в Европе в годы Второй мировой войны.
4. Постановление Администрации г. Волгограда от 10 октября 2011 г. № 3060 «Об утверждении Общегородского перечня наименований элементов улично-дорожной сети и иных территорий проживания граждан городского округа город-герой Волгоград». URL: http://www.volgainfo.ru/08.aspx
5. URL: http://www.volgsovet.ru/Act/Decisions/Default.aspx?year=2013&id=1528
6. «1.1. Дни воинской славы России:
1.1.1. 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
1.1.2. 23 февраля — День защитника Отечества.
1.1.3. 9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 год).
1.2. Памятные даты России:
1.2.1. 22 июня — День памяти и скорби — день начала Великой Отечественной войны (1941 год).
1.2.2. 2 сентября — День окончания Второй мировой войны (1945 год).
1.2.3. 9 декабря — День Героев Отечества.
1.3. Памятные даты Волгоградской области:
1.3.1. 8 мая — День присвоения городу Волгограду почетного звания “Город-герой” (1965 год).
1.3.2. 23 августа — День памяти жертв массированной бомбардировки города Сталинграда немецко-фашистской авиацией (1942 год).
1.3.3. 19 ноября — День начала разгрома фашистских войск под городом Сталинградом (1942 год)».
7. Именно об этом говорил Президент РФ В.В. Путин, выдвигая идею создания единого учебника истории.
8. Имя России. Исторический выбор – 2008. URL: http://www.nameofrussia.ru
9. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_чудес_России
10. С точки зрения изначального смысла праздников такое решение напоминает анекдот про плохо знакомого с пунктуацией студента, ставящего перед началом текста множество запятых, чтобы читатель сам мог «расставить» их по необходимости.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» // Российская газета. 2013. 2 июля.
12. Уголовную ответственность ввели в России за реабилитацию нацизма // РИА Новости. 2014. 5 мая. URL: http://ria.ru/society/20140505/1006607999.html Отдельным вопросом остаются формулировки закона, потому что неясно, как сведения могут «выражать неуважение к обществу» и каким образом этот состав связан с «реабилитацией нацизма».
Источник: Историческая разметка пространства и времени. Материалы семинара, провед. Волгогр. гос. ун-том при поддержке Фонда Ф. Эберта 13 мая 2014 года / Под ред. д-ра ист. наук, проф. И.И. Куриллы. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2014. С. 5–11.
Комментарии