, ,

Франция для всех

«Простейшие принципы демократической субъективности». Гефтеровский проект «Связь времен»: год 1997-й

Политика 09.09.2015 // 1 728
© Flickr / LALLA - ALI

Примечание публикаторов: В статье «Франция для всех» Ален Бадью, Сильвен Лазарус и Наташа Мишель обращаются к теме нелегальных иммигрантов, или, как их называют во Франции, сан-папье (sans-papiers), и усматривают в позорной практике полицейских облав на сан-папье, введенной правительством «лжи и полицейской слежки», продолжение традиции, начало которой было положено правительством Виши, призывавшим евреев регистрироваться в префектурах. Первоначально этот текст был опубликован в Le Monde 9 декабря 1997 года.

Правительство призывает людей приходить и регистрироваться en masse, со всеми соответствующими документами: свидетельствами о регистрации места жительства и об устройстве на работу, въездными визами и так далее. Правительство утверждает, что это необходимо для легализации положения рабочих, приехавших из-за границы. И у людей были некоторые основания верить речам правительства: нелегальные иммигранты громко заявили о своем существовании как отдельных личностей и целых семей широким движением протестов Сен-Бернар (включавшим и захват самого здания церкви). Они подавали массовые петиции и проводили демонстрации против введенных предыдущим правительством репрессивных законов и расширенных полицейских полномочий, главной целью которых была депортация. Все это существенно помогло на выборах новому правительству, обещавшему отменить репрессивные законы и легализовать нелегалов.

И люди пошли регистрироваться en masse. Несколько месяцев спустя ситуация выглядела так: принятые ранее законы так и не отменены; новый законопроект по-прежнему полностью сосредоточен на депортации и определяет живущих здесь людей по тому, можно ли их депортировать или нет; только незначительная часть тех, кто пришел на регистрацию, легализована. Остальные, а их число, возможно, превышает сотню тысяч, ждут или, чаще всего, уже получили извещение о том, что они должны незамедлительно покинуть территорию Франции. Это извещение теперь дойдет до них гораздо быстрее, ведь они находятся в базе данных. Власти знают о них все. Более того, власти предупреждают работодателей (о которых они теперь осведомлены) о том, что им придется этих людей увольнять.

Как же нам назвать эту правительственную практику? Ей есть одно только название — практика лжи и полицейской слежки. И мы должны признать, что при всем различии последствий эта практика продолжает традицию, установленную правительством Виши, призывавшим евреев регистрироваться в префектурах. Правительство Жоспена вполне преуспеет в создании омерзительной полицейской базы досье на сан-папье.

Что произойдет после того, как такая база данных будет создана? Тем, кто числится в этой базе, легко запретить работать. Арестовать их. Устроить полицейскую облаву с целью установить личности людей из базы досье и насильственно отправить их в центры временного размещения нелегальных иммигрантов, существование которых находится за рамками допустимого любым законом. Весь процесс завершается экстрадицией.

Как же нам назвать эти действия? Имя им — полицейские облавы. И как бы ни различались масштабы и сопутствующие обстоятельства, мы вынуждены признать, что эти облавы следуют традиции облав, совершенных по приказанию Мориса Папона и ему подобных, когда французские полицейские насильственно отправляли евреев в пересыльные лагеря.

Ведь если есть полицейское досье, то облава неизбежна. И мы могли наблюдать это и после падения правительства Виши, в чудовищные годы войны в Алжире. Досье на евреев, досье на алжирцев, досье на сан-папье: это всё вещи одного порядка.

И ничто не указывает на то, что это так просто закончится. Лионелю Жоспену не стоит забывать, что к падению Алена Жюппе привели забастовки декабря 1995 года и движение сан-папье и их друзей. Сегодня под лозунгом «Документы для всех, Франция для всех» поднимаются работники хостелов для мигрантов foyer.

А еще у них есть другой лозунг: «Жоспен — предатель, Жоспен — хамелеон». Это движение будет шириться. Оно будет набирать обороты. А друзья сан-папье утверждают, что государство является демократическим, если и только если это государство для всех, если оно видит в каждом личность, а не превозносит одних и считает ничтожеством других.

Речь идет не о мифическом «открытии границ». Это не пустой разговор о Севере и Юге или «новом экономическом порядке». На кону вопрос о том, как государство обращается с людьми, которые здесь живут и работают — многие из них в течение долгих лет. Это вопрос внутренней политики, вопрос отношений между государством и людьми, которые здесь живут, и принципа, вокруг которого эти отношения выстраиваются. Вопрос о реальном содержании демократии. Определение иностранцев, находящихся на территории Франции, в категориях полицейских досье, рейдов и депортации перекликается только со зловещим видением «французов», распространяемым Национальным фронтом.

В нынешней ситуации сама суть демократической субъективности в том, чтобы быть активным другом сан-папье, вооруженным несколькими простейшими принципами. Те, кто называет это «морализаторством» и «чрезмерным идеализмом», всего лишь прикрывает этим изъеденным молью плащом циника практики полицейских досье, облав и депортации.

Публикация Мэйи Осборн

Источник: VersoBooks

Комментарии

Самое читаемое за месяц