10 октября на встрече «Кофейного семинара» Анатолий Рясов расскажет о гуманитарных исследованиях звука и аудитехнологий
«Звуковые феномены: между смыслом и бессмыслицей»
Анатолий Рясов. Звуковые феномены: между смыслом и бессмыслицей
Стремительные темпы развития аудиотехнологий не только обуславливают отставание их концептуального осмысления, но и затрудняют разговор о звуке, выходящий за пределы методологии точных наук. Несмотря на растущую популярность «звуковых исследований» (среди которых можно выделить работы Дона Айда, Дэвида Тупа, Мишеля Шиона), целый круг тем в этой области пока нельзя назвать проработанными. Это не только открывает возможность для появления гуманитарных case studies, но и выводит на территорию философии. Впрочем, едва ли не единственным философским текстом о звуке остается «Вслушивание» Жана-Люка Нанси. Разговор о звукозаписи позволяет по-новому взглянуть на разделение речи и письма, а непростые взаимоотношения звука и значения заставляют переформулировать некоторые вопросы семиотики и феноменологии. В свою очередь попытка разобраться во взаимодействии между звуком, мышлением и памятью требует обращения к проблемам понимания и воображения.
Андрей Логутов. Звуковое пространство художественного текста: заметки на полях Бахтина
Вероятно, первым исследователем, начавшим пристально «вслушиваться» в художественное пространство, можно назвать М.М. Бахтина. Разумеется, в первую очередь это касается его теории полифонического романа у Достоевского: Бахтин пишет о «читателе-слушателе», о персонаже как «чистом голосе идеи», о драматических поворотах сюжета — как о столкновении голосов. Некоторая пунктирность исследовательской биографии Бахтина не позволяет надежно установить связь между его идеей полифонии художественного произведения и его же концепцией хронотопа, т.е. особым образом организованного художественного пространства-времени. Тем не менее некоторые мосты между двумя этими бахтинскими представлениями навести можно — и можно в таком случае говорить о звуковом хронотопе. На мой взгляд, размышления в этом направлении могут привести нас к принципиально новой концепции звуковой поэтики — впрочем, для этого идеи Бахтина нуждаются по меньшей мере в двух существенных расширениях, о которых и пойдет речь в моем сообщении.
Ведущие семинара — Николай Поселягин, Петр Сафронов, Татьяна Венедиктова
Встреча начнется 10 октября в 17:00 в культурном центре Пунктум.
Адрес: Москва, ул. Тверская, 12, строение 2, этаж 4
Подробнее о «Кофейном семинаре» — http://punktum.ru/archives/16937
Комментарии