19 октября в редакции Gefter.ru пройдет круглый стол «“Сила бессильных” в России 2010-х годов»

Начало в 19:00

Новости05.10.2016 // 229

В 1979 году Вацлав Гавел писал «Силу бессильных» — яркое осуждение «алиби» обезличенной власти, того «метафизического порядка», где сила и насилие опасно сближаются, власть обращается в ритуал, а идеология требует от человека стать составной частью «иллюзорной» действительности. Гарантией «самодвижения» системы оказываются деперсонификация и ложь.

Наш основной вопрос к предстоящей дискуссии: возможны ли в России новые формы социальной активности, новые формы дискуссий, новые формы морального обоснования институтов, новые формы международного сотрудничества, обеспечивающие отсутствие схем задействования иллюзорного в современной российской и общемировой политике?

Может ли такой призыв в современной России опираться на исторический опыт не как на воображаемую идентичность, а как на длящийся опыт? Как отличить иллюзии современных политических систем от их же мифов и системной лжи?

Можем ли мы утверждать, что все еще верна схема, предложенная Гавелом для анализа «посттоталитарных» идеологий — «встречи диктатуры с обществом потребления»?

Действительна ли для российской современности гавеловская схема «жизни во лжи», а именно возникновение того «самототалитаризма», что действует как нарушение собственной нравственно-духовной целостности в обмен на материальные блага? Остается ли в силе «готовность поступиться “высшими идеалами” ради дешевых соблазнов современной цивилизации»? Какова современная «жизнь в правде»?

Призыв Гавела подразумевает очищение не только поступков, но и намерений и самого видения мира. Вместо реактивного опыта, даже самого благого, предлагается опыт различения целого ряда долгосрочных целей. Насколько это возможно в современной России, где преобладает реактивный опыт, реакция на ситуацию и политический экспромт?

Где именно в современной России может возникнуть «Сила бессильных»? Она подразумевает разрыв с интеллигентскими предрассудками о «простом народе», но вместе с тем и разрыв простого народа с дополитическим состоянием — как это возможно?

Каковы формы «самозащиты» политических игроков в России и что они определяют в modus vivendi власти и общества?

Можно ли утверждать, что «жизнь в правде» может стать в посттоталитарных обществах «фактором власти» и «силы», как это мыслил В. Гавел?

С чем связать отсутствие в современной России публичных интеллектуалов вроде Гавела, Сахарова, Солженицына, Мамардашвили — представителей концепции «очищения» сознания и совести? Насколько в России возобновляем общесоциальный светский дискурс «очищения», схожий с горбачевским?

Соответствует ли современная российская оппозиция гавеловскому принципу оппозиции как «жизни по правде» в сфере сознания?

Предварительный список участников: доктор философских наук, профессор ПСТГУ Константин Антонов, кандидат философских наук, преподаватель РГГУ Яна Бражникова, директор Института прав человека Валентин Гефтер, публицист Максим Горюнов, библеист, переводчик, писатель Андрей Десницкий, кандидат философских наук, преподаватель РАНХиГС Ирина Дуденкова, доктор исторических наук, профессор РГГУ Константин Ерусалимский, доктор философских наук, исполнительный директор Горбачев-Фонда Ольга Здравомыслова, Историк, редактор журнала «Неприкосновенный запас» Кирилл Кобрин (скайп), доктор философских наук, профессор МГИМО и НИУ ВШЭ Ольга Малинова, художник, переводчик Екатерина Марголис (скайп), режиссер Владимир Мирзоев, философ, литератор Михаил Немцев (скайп), кандидат философских наук, преподаватель РГГУ Андрей Олейников, кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Центра теоретической и прикладной политологии РАНХиГС Марк Симон, кандидат философских наук, преподаватель СФИ Виктория Файбышенко, поэт, прозаик, переводчик Татьяна Щербина, кандидат философских наук, преподаватель НИУ ВШЭ Григорий Юдин, журналист, обозреватель Константин фон Эггерт.

Круглый стол пройдет 19 октября с 19:00 в редакции интернет-журнала «Гефтер» по адресу: Малый Гнездниковский пер., 9/8, стр. 3а (вход через офис редакции на 2-м этаже).

Карта

Комментарии