Обзор хронологии Геноцида армян в современной геноцидологии

Историография геноцидов: несколько уточнений армянского кейса

Карта памяти24.04.2017 // 489
© Ariel Vardges / Imperial War Museum, via Wikimedia Commons

Геноцидологи при исследовании хронологических рамок Геноцида армян указывают разные даты. Многие эксперты, как и неспециалисты, часто отражают свое понимание временных рамок в таких заголовках, как «Геноцид армян 1915 года», «Геноцид армян 1915–1916 годов», «Геноцид армян 1915–1917 годов», а также «Геноцид армян 1915–1923 годов». Возникает вопрос: каковы причины такого разночтения? Каким годом датируется начало Геноцида армян на самом деле и какой год можно считать годом его окончания?

Говоря о хронологии любого геноцида, будь то Холокост, Геноцид армян или геноциды в Руанде или Дарфуре, стоит всегда напоминать слова автора термина «геноцид» и Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказания за него Рафаэля Лемкина, что геноцид — не просто событие, а процесс, который в определенное время доходит до своей кульминации. Обычно эта кульминация воспринимается как непосредственный процесс геноцида, в ходе которого за короткий промежуток времени тысячи становятся жертвами этих событий. Подход Лемкина разделяют ведущие геноцидологи Марк Левин [1] и Дирк Мозес [2], которые усматривают ростки современных геноцидов в ранней колониальной политике Запада, в результате которой возникло множество процессов, ведущих к геноциду.

Попытаемся представить хронологические рамки Геноцида армян, данные современными геноцидологами, а также основы, на которые они ссылаются для такой хронологии.

Родоначальник изучения истории Геноцида армян отец Григор Гергерян в своем неопубликованном исследовании «Арменоцид» (Armenocide) [3], подготовленном автором еще в 1960-х годах, которое можно считать первой серьезной попыткой изучения Геноцида армян, началом геноцида считает 1914 год, когда заранее образованная специальная организация «Тешкилят-и Махсуса» начала осуществлять массовые преступления по отношению к мирному армянскому населению, находящемуся вблизи Кавказского фронта. По мнению автора, специальная организация изначально была создана с одной целью — осуществление программы по уничтожению армян, решение о котором партия «Единение и прогресс» приняла еще в 1911 году. Согласно исследованию Гергеряна, геноцид завершается в октябре 1918 года подписанием Мудросского перемирия, а в стране начинается процесс наказания преступников.

Продолжатель дела отца Гергеряна и более известный в западных научных кругах как основатель исследований Геноцида армян Ваагн Дадрян в своей знаменитой работе «История Геноцида армян» [4] непосредственным временем осуществления геноцида считает годы Первой мировой войны. Однако, говоря о массовых погромах армян в 1890-х годах при султане Абдул Гамиде II и о резне армян провинции Адана 1909 года, жертвами которых стали около 200 000 армян, Дадрян характеризует их как предшествующие геноциду сравнительно малые, но похожие события. Касаясь окончания войны, Дадрян отмечает, что геноцид закончился бы, если бы турки не стремились истребить армян Закавказья весной и осенью 1918 года, а в дальнейшем и осенью 1920 года, когда новообразованное правительство Анкары приказало генералу Карабекиру «физически уничтожить Армению». Говоря о фактической взаимосвязи и продолжительности этих событий, Дадрян в своем исследовании выделяет в качестве основного периода осуществления Геноцида армян именно 1914–1918 годы.

Первым этапом геноцида он считает массовую мобилизацию армянских мужчин под предлогом военного времени, далее последовательно следовали аресты и убийства армянской интеллигенции, приказ о депортации и т.д. Однако попытка представить мобилизацию мужчин как первый этап геноцида впоследствии была раскритикована многими учеными как необоснованная: до сих пор не найден какой-либо документ, свидетельствующий о том, что армянские мужчины были призваны в армию не для участия в войне, а именно для их уничтожения. Студент Дадряна и продолжатель его исследований Танер Акчам в своих работах [5] исследует положение армян в Османской империи до Первой мировой войны, пытаясь найти основные предпосылки геноцида. Он так же, как Дадрян, основной упор делает на событиях 1914–1918 годов. Однако, в отличие от Дадряна, Акчам началом геноцида считает промежуток времени между Сарыкамышским и Галиполийским сражениями, когда иттихадисты приняли окончательные и важные решения об осуществлении геноцида. Акчам придает большое значение наличию тайных и зашифрованных приказов. На них основана почти вся хронология геноцида, представленная в его работах. Окончанием геноцида он считает 1918 год, когда младотурки потеряли власть и подверглись уголовной ответственности за совершенные ими преступления.

Одной из самых объемных работ по истории Геноцида армян является книга Раймона Геворкяна «Геноцид армян: полная история» [6]. Автор начинает свою работу с описания последствий русско-турецкой войны 1877–1878 годов для османских армян, далее следуют описания Гамидовских погромов 1890-х годов, событий 1908–1912 годов в Османской империи, включая погромы 1909 года в Адане, Первую балканскую войну, реформы в армянских провинциях. Геворкян касается также вопроса укрепления тирании иттихадистов и программы превращения Анатолии в гомогенную территорию, чем и были обусловлены вхождение Турции в войну и первые шаги по осуществлению геноцида. Он стал первым геноцидологом, разделившим Геноцид армян на два основных этапа. Согласно этой периодизации, первым этапом является закон о депортации армян и его осуществление. Второй этап начинается с осени 1915 года и продолжается до декабря 1916 года, когда в пустынях Междуречья и Сирии были уничтожены около 500 000 дошедших туда депортированных армян. Таким образом, уже в декабре 1916 года почти 90 процентов армян, живущих на территории исторической Армении, входящей в Османскую империю, были истреблены. Этот новый подход в своей докторской диссертации развивает также Хачик Мурадян, в основном фокусируясь на механизмах осуществления второго этапа геноцида и истории борьбы армян против них [7].

Марк Леви, являющийся одним из ведущих исследователей в области геноцидологии, касаясь хронологии Геноцида армян в первом томе своей известной работы «Геноцид в эпоху национального государства» [8], указывает на 1915–1916 годы как время активной имплементации геноцида. Подобно другим исследователям, он видит важные импульсы геноцида в начавшихся еще в 70-х годах XIX века армяно-курдских столкновениях, за которыми последовали Гамидовские погромы 1894–1896 годов и массовая резня армян провинции Адана 1909 года. Идентичной точки зрения придерживается и Дональд Блоксхэм, который считает период с 1870-го по 1923 год этапом радикальных перемен для Османской империи, в течение и в результате которого был осуществлен Геноцид армян, т.е. уничтожены армяне, являющиеся христианским этническим меньшинством Османской империи [9].

В современной литературе по сравнительной геноцидологии хронологии Геноцида армян также отличаются друг от друга. Например, автор геноцидологического учебного пособия Адам Джонс открывает раздел, посвященный Геноциду армян, с Гамидовских погромов, однако в качестве непосредственного промежутка осуществления геноцида указывает 1915–1917 годы [10]. В свою очередь, Кристиан Герлах начинает раздел про Геноцид армян с описания событий 1915 года как начала осуществления геноцида, а окончанием считает 1923 год, когда Кемалю Ататюрку удается окончательно сформировать турецкое национальное государство [11].

Таким образом, подавляющее большинство исследователей тему Геноцида армян хронологически начинают с Гамидовских погромов 1890-х годов, являющихся важным импульсом или прелюдией будущего геноцида. Сложно доказать, были ли Гамидовские погромы организованы и скоординированы непосредственно центром. Скорее можно говорить о терпимом отношении султана к ним, хотя очевидно, что эти погромы, при всей их стихийности, являются частью геноцидного процесса, описанного Рафаэлем Лемкиным. Кульминацией Геноцида армян являются 1915–1916 годы, в течение которых становится отчетливым наличие программы и ясного намерения уничтожения целого народа. Точки зрения об окончании геноцида также являются отличными в связи с одной конкретной причиной — сменой исполнителей после 1918 года. Многие авторы считают 1918 год окончанием геноцида, когда иттихадисты потеряли власть, а главные организаторы были осуждены турецким военным судом. Однако новая власть, сформированная Кемалем Ататюрком, продолжила дело своих предшественников, подвергая гонениям выживших западных армян, а также совершая геноцидные преступления по отношению к восточным армянам.


Примечания

1. Levene M. The Meaning of Genocide. L.: I.B. Tauris, 2005.
2. Genocide. Critical Concepts in Historical Studies / Ed. by D. Moses. Vol. 1–3. N.Y.: Routledge, 2010.
3. Guerguerian K. Armenocide, unpublished work // Private collection of Father Guerguerian, Collection of Armenian National Assembly, Washington DC, USA.
4. Dadrian V.N. The History of the Armenian Genocide: Ethnic Conflict from the Balkans to Anatolia to the Caucasus. Providence, R.I., 1995. См. также: Vahakn D. The Armenian Genocide: An Interpretation. Yerevan, 2005.
5. Akçam T. A Shameful Act; The Armenian Genocide and the Question of Turkish Responsibility. L., 2007; Akçam T. Young Turks’ crime against humanity: The Armenian genocide and ethnic cleansing in the Ottoman Empire. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2012.
6. Kevorkian R. The Armenian Genocide: A Complete History. I.B. Tauris: 2011. Русский перевод Геворкян, Раймон. Геноцид армян (полная история). Центр арменоведческих исследований «Анив», «ЯУЗА-КАТАЛОГ». М., 2015.
7. Mouradian K. Genocide and Humanitarian Assistance in Ottoman Syria (1915–1917). Unpublished dissertation. Clark University, USA, 2016.
8. Levene M. The Meaning of Genocide. L.: I.B. Tauris, 2005.
9. Bloxham D. The Great Game of Genocide: Imperialism, Nationalism, and the Destruction of the Ottoman Armenians. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.
10. Jones A. Genocide: A Comprehensive Introduction. N.Y.: Routledge, 2006.
11. Gerlach C. Extremely Violent Societies: Mass Violence in the Twentieth Century World. Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Комментарии