Конец глобализации, возвращение истории

Экономическое неравенство как будущее

Дебаты 14.06.2017 // 743

Стивен Д. Кинг, экономический советник Палаты общин парламента Великобритании, экономический эксперт — в Лондонской школе экономики с лекцией о своей новой книге «Грозный новый мир: конец глобализации и возвращение истории» (Grave New World: The End of Globalization, the Return of History).

Глобализация мыслилась экономистами как создание простых механизмов обеспечения процветания: считалось, что упрощение транзакций и открытие новых секторов экономики обеспечит равенство возможностей. Но кризис данного проекта дал о себе знать еще в 1980-е годы: оказалось, что вхождение в глобальный мир все чаще требует непредсказуемых издержек, например, полной перестройки финансовой системы, новых ограничений по международным кредитам, изменения принципов долгосрочного и долевого финансирования. Люди стали ощущать разнообразные макроэкономические процессы в своей повседневной жизни: «стеклянные потолки» и ограничения доходов, локальные коллапсы сложных рынков, вроде рынка недвижимости или телекоммуникаций, усложнение управления текущими расходами на уровне частных предприятий, рост стоимости образования и медицины при мнимой их доступности. В результате популизм заявил себя противовесом глобализации: популисты пугают граждан бедствиями и утверждают, что могут бесконечно «кредитовать» население — они предлагают своего рода дешевые кредиты на фоне запутанных условий доступа к ресурсам, мнимого переизбытка дешевых товаров и услуг при росте множества накладных расходов на уровне частных лиц и предприятий. Однако в действительности начинается возвращение в историю: конфликты наций, создание центров силы на основе экономической самостоятельности (от Китая до непризнанных государств), развитие глобального полулегального финансового рынка (от виртуальных валют до профессионального программного обеспечения для транзакций) — этого нового пиратства, возвращение институтов военного наемничества, авантюры банковского капитала в построении социальных общностей — все это приходящая во плоти история, изобилующая бандитами и авантюристами, кондотьерами и конкистадорами.

Комментарии