Нет села — нет России!

Локальные проекты «исторического творчества нации»: новые реальности и новое сознание

Дебаты 09.11.2017 // 373
© Фото: Misha Maslennikov [CC BY-NC-ND 2.0]

Сегодня, несмотря на кажущееся внимание внутренней политики к проблемам села и принятие мер по поддержке сельской местности, реальность этого вопроса совсем иная.

По заявлению заместителя регионального развития РФ Сергея Юрпалова от 9 июня 2010 года, с 1990-го по 2010 год в России прекратили свое существование около 23 тысяч населенных пунктов! В их числе около 20 000 — это села и деревни [1]. По переписи 2010 года число сел и деревень без постоянного населения с 2002-го по 2010 год увеличилось с 13 до 19 тысяч. При этом сопутствующим процессом исчезновения сельского населения становится создание крупных городских агломераций.

Таким образом, на протяжении последних десятилетий сложились такие системные предпосылки, в результате которых исчезает около тысячи сельских поселений ежегодно. Это значит, что без принятия мер по изучению причин этой тенденции и их устранения динамика данного процесса не изменится. И это не проблема только периферийных и удаленных российских регионов — это реальная проблема даже центральных регионов, всей России, если, конечно, считать это проблемой. Ивановская область в этом плане не худшая в России, Гаврилово-Посадский район — не худший в Ивановской области. Это географический центр древнейшего культурного региона России — Владимиро-Суздальского Ополья и «Золотого кольца». Поэтому рассмотрение нижеприведенного примера можно считать характерным и показательным.

По итогам Всероссийской переписи 2010 года численность населения в Гаврилово-Посадском районе составляла всего 17 591 человека. Из них 10 853 — это жители Гаврилово-Посадского и Петровского городских поселений [2]. Остальные шесть с небольшим тысяч человек разбросаны по восьми десяткам поселений района. Можно было бы не приводить частную статистику по этому вопросу, но она исключительно наглядна (Таблица 1) [2].

Таблица 1

Населенный пункт Числ. нас. Населенный пункт Числ. нас. Населенный пункт Числ. нас.
Гаврилов Посад 5939 Володятино 52 Теряево 7
Петровский 2361 Наталиха 50 Холодиха 7
Бородино 1332 Огренево 41 Василево 6
Липовая Роща 971 Шипово Слободка 40 Печищи 6
Шекшово 572 Дубровка 39 Черницыно 6
Осановец 564 Санково 32 Давыдовское Большое 5
Иваньковский 387 Свозня 32 Новая 5
Новосёлка 350 Владычино 31 Красково 4
Петрово-Городище 312 Дубенки 30 Муравкино 4
Непотягово 311 Уронда Большая 30 Мышкино 4
Морозово 292 Сербилово 28 Осанково 4
Ратницкое 269 Кощеево 27 Мытищи 3
Бережок 249 Ключи 25 Хлябово 3
Загородный 245 Козлово 25 Шухра 3
Загорье 232 Мальтино 19 Быстри 2
Ирмес 227 Путятино 18 Уронда Малая 2
Костромиха 206 Иваньково 17 Бексерово 1
Городищи 203 Доутрово 16 Жадинское 1
Скомово 186 Крутицы 12 Бурачиха 0
Лычево 148 Лбово 12 Воймига 0
Шельбово 127 Студенец 12 Ганшино 0
Глумово 105 Шатры 12 Иваньково 0
Ярышево 103 Давыдовское Малое 11 Калистово 0
Мирславль 102 Маньково 11 Краснополянский 0
Ярдениха 91 Шипово 11 Марково 0
Подолец 90 Петряиха 9 Нови 0
Лобцово 79 Рыковская Новоселка 9 Пиногор 0
Урусобино 77 Тимерево 9 Рыково 0
Закомелье 64 Вывозиха 7 Садовый 0

 

Не считая населенных пунктов, входящих в состав городских поселений, менее 20 имеют постоянное население более 100 человек! Из общего числа поселений района (87) уже в 2010 году 11 не имело постоянного населения. Сегодня картина куда более плачевная. Например, в 2010 году в селе Дубенки числились 30 человек. По приведенной статистике это село можно было бы считать крепким «середнячком». Зимой 2015/16 годов в этом — газифицированном, к слову сказать, — селе жили всего восемь человек.

Что означает заявленная численность населения в несколько человек? Под этой цифрой подразумевается постоянно зарегистрированное население. При этом некоторая его часть просто имеет номинальное место регистрации в данном месте, никогда не проживала здесь и не планирует это в будущем. Другая часть проживала, зарегистрирована, но по факту не проживает. Эта часть является официальным «коренным» населением, но живет по местам новой работы или это престарелые люди, которых увезли их дети. Таким образом, фактическое, реально живущее население сел и деревень значительно меньше формально заявленного.

По сравнению с 2010 годом численность населения Гаврилово-Посадского района за пять лет уменьшилось более чем на тысячу человек (это около 10%)!

Понятно, что поселения, в которых остаются жить несколько человек, обречены на полное опустение в ближайшее время. Жить зимой, вне общения и главное, вне возможной помощи — это просто безальтернативность выбора и «доживание».

Не надо быть провидцем, чтобы заявить о скором исчезновении постоянного населения как минимум половины населенных пунктов Гаврилово-Посадского района в ближайшие годы. Так, для полного исчезновения населения в половине поселений в этом районе должно исчезнуть всего 200 человек. Дело может развиваться и по более скверному сценарию с учетом процесса централизации населения в крупных поселениях, когда крупное село «высасывает» остатки малых сел и деревень; районный центр — из крупных сел; областной центр — из районного; столица — из областного.

Мы сегодня видим, как расширяется и застраивается Москва, отдельные регионы, некоторые областные центры. Кем могут быть заполнены эти огромные жилые площади? Ответ напрашивается такой: в столице — за счет регионов; в областном и районном центрах — за счет сельского населения, в том числе того самого, которым по 10, 20, 100 человек заполнены сегодня малые поселения российских регионов. В этой связи перспективы Гаврилово-Посадского района как потенциального административного субъекта районного масштаба можно пролонгировать на перспективы более крупного образования — областного центра, города Иваново. О проблемах крупного текстильно-промышленного производства в городе известно всем, точнее о его практически полной остановке. «Город-призрак» — так обозначили судьбу Иванова к концу XXI века ученые из Калифорнийского университета [3].

Как известно, для развития общества необходимо развитие четырех основных сфер: образования, медицины, трудовой занятости и культуры. Иными словами, выбор места жительства современного человека опирается на возможность обучения, лечения, работы и культуры в широком смысле, включая быт.

Вернемся к Гаврилово-Посадскому району. Село Скомово входит в двадцатку самых крупных населенных пунктов района и расположено на западной окраине района и области. В 2009 году в селе была закрыта начальная школа. Обеспечение жителей села средним образованием стала осуществлять Осановецкая средняя школа, находящаяся в 10 км. В 2014 году школа стала девятилетней. То есть возможность получения полного среднего образования переместилась еще на 10 км — в районный центр Гаврилов-Посад. В районном центре отсутствуют учреждения высшего и среднего специального образования, поэтому следующий шаг молодого человека, желающего лучшей жизни себе и своим детям, идет в сторону крупного города.

Что касается медицины, то Гаврилово-Посадская центральная районная больница пока существует, но в отношении основного — хирургического — отделения в этом заслуга недавней солидарной борьбы жителей района с местными чиновниками. Амбулаторно-поликлинические подразделения, включая сельские фельдшерские пункты, находятся всего в 16 из 87 населенных пунктов района [4]. Ближайший для села Скомово роддом в области находится в 70 км, в городе Тейково. И это по разбитым дорогам!

Если говорить о работе и зарплате, то проблемы Ивановской области здесь даже нет смысла обсуждать. Эти вопросы озвучивались в том числе в адрес Президента России. На бирже труда еще недавно предлагалась зарплата 5-6 тысяч рублей [5]. А неофициально могла предлагаться и еще ниже. Средняя зарплата в области — одна из самых низких в России и официально составляла 19 605 руб. на август 2015 года. Но на самом деле, говоря о средней зарплате, надо понимать, что если одни едят икру, а другие хлеб, то в среднем все едят бутерброды с икрой [6].

Что касается культурных аспектов, то на фоне забот о насущном хлебе и проблем банального выживания эта сфера отходит на второй план, а поэтому также не дает оснований к культурному развитию в сельской местности.

Вернувшись к примеру села Скомово, можно сказать, что, несмотря на сравнительно высокую по районным меркам численность народонаселения, в селе, к примеру, отсутствует газоснабжение. Зимнее отопление — как и многие века назад — простое печное. Хотя, при желании, это можно трактовать и как позитивный пример сохранения народных традиций :)

Обо всем этом сказано для наглядного пояснения того, что на сегодняшний день создана ситуация, которая приводит к уничтожению сельских поселений в России. Плохо ли это или хорошо?

Еще 100 лет назад Россия была аграрной страной, большая часть населения занималась сельским хозяйством и, естественно, проживала в сельской местности. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года сельское население в России составляло 85%. Все земли, мало-мальски пригодные для земледелия, были обработаны, осваивались пустоши и овраги, осушались болота. Обработка этих земель предполагала преимущественно ручной труд, требующий огромного людского ресурса. С развитием уровня сельскохозяйственной техники необходимость такого людского ресурса в сельской местности стала снижаться. Развал Союза и государственных сельхозпредприятий привел к дальнейшему снижению численности сельского населения. Сегодня обслуживание сельхозугодий, которые раньше востребовали труд населения целой волости, обеспечивается двумя-тремя механизаторами на современной технике. Таким образом, очевидным является то, что для поддержания сельхозугодий не требуется постоянное сельское население, которое подразумевает вложения во все вышеперечисленные сферы жизнедеятельности. То есть если оттолкнуться от того, что постоянное население не нужно для обслуживания сельхозугодий, то тогда и не понадобится обеспечение его жизнедеятельности (школ, больниц и т.д.). Это можно было бы считать вполне перспективной политикой. При этом все сельхозугодия обслуживаются крупными холдингами, направляющими вахтовые бригады специалистов и охраны. Все эти люди постоянно проживают в крупных городах.

Централизация населения в городах, реализация программ типа «Удобный город» и др. действительно позволяют легко управлять народонаселением, обеспечивать относительно высокий уровень услуг, контролировать вопросы безопасности, в том числе и государственной. Казалось бы, ничего плохого тут нет, и специально для ликвидации таких муниципальных образований, как сельские поселения, можно ничего делать. Это происходит, можно сказать, естественно, само собой. При этом региональные администрации как бы не отказываются от обеспечения сельского населения всеми конституционными правами, но существующие предпосылки и тенденции при этом ведут к его неминуемому исчезновению.

В принципе, можно было бы не вмешиваться в «естественный» социальный процесс и дождаться его результата.

Вместе с тем существуют аргументированные мнения о скрытых опасностях в исчезновении сельского мира, которые уже в обозримом будущем могут создать серьезные проблемы, в том числе и в вопросах государственной безопасности [7].

Исчезновение села — это не только уничтожение многовековых национальных культурных центров, из которых на протяжении всей истории России сплеталась наша империя, ее народный дух, но и полная утрата связи современного общества с этими центрами, их историей, ушедшими в вечность миллионами наших предков. Таким образом, «растворение» общества в городах, а затем и других странах, может привести к утрате его самоидентичности, родственных связей, исчезновению историко-родословных ассоциаций, которые связывают конкретного человека с конкретным местом на этой земле. Потеря связи с землей своих предков, забвение рода по сути лишает нас Отечества. Сегодня, отказываясь от нашей связи с селом, мы делаем шаг к тому, чтобы завтра отказаться от связи с городами, в которых живем, а затем и от страны. В принципе, эти процессы уже запущены и видны, а их ускорение происходит в геометрической прогрессии, на каждом поколении увеличиваясь вдвое. Поэтому единожды разорванная связь для своего восстановления имеет совсем немного времени. Можно ли что-то системно изменить в этой ситуации? Давайте попробуем.

Самый прямолинейный из известных способов — это бюджетное финансирование, при котором можно утопить в золотом блеске и салюте даже город. Но ожидать этого в отношении сельской местности в Центральной России трудно.

Селекционеры, генетики, врачи и даже инженеры для поиска решения («лекарства») той или иной проблемы («недуга») изучают субъекты, лишенные данных недостатков, и пытаются выявить причины такой резистентности.

Обратившись к исследуемому региону — Гаврилово-Посадскому району, можно выделить нехарактерное в свете описанных выше тенденций поселение — уже упомянутое выше село Скомово. До недавнего времени вместе с дорогой здесь в прямом смысле заканчивался Гаврилово-Посадский район и Ивановская область. Казалось бы, вот где должен был разгуляться упадок, но нет, почему-то именно это село в целости сохранило не только исторически сложившийся порядок домов и улиц, ухоженность дворов, но и в целом неожиданно удивляет приятной атмосферой, не создающей ощущения упадка. Почему находившиеся рядом более крупные населенные пункты, в том числе волостные центры, уже давно стали распаханными полями, а это сельцо стоит, как и стояло сотни лет назад? В 2010–2012 годах в этом селе было проведено интересное этнографическое исследование, которое показало, что жители большинства существующих в этом селе дворов — прямые потомки тех, кто жил здесь 400 и более лет назад. Что уже тогда только в этом селе крестьяне имели фамилии (признак рода), благополучно дожившие до наших дней, чего не встречается в других окружающих поселениях [8].

Возможно, что причина устойчивости села во времени может быть связана с некой силой, связывающей поколения родов. Это в какой-то степени может описываться упомянутым выше термином — историко-родословная ассоциация (комплекс историко-культурных факторов, устанавливающих связи прошлых и будущих родственных поколений). Тогда для того, чтобы место (сельское поселение) было востребовано в будущем, первая система мер должна быть направлена на развитие историко-родословных ассоциаций в настоящем. Иными словами, в сельской местности необходимо максимально выявить или создать нечто, что может быть ценно в данном месте в будущем. При этом историко-родословные ассоциации должны не только сохраняться и возрождаться, но и создаваться вновь.

Что и как системно можно сделать сегодня для сохранения сельской местности в будущем?

 

Методы сохранения историко-родословных ассоциаций

1. Развитие сельской генеалогии.

Архивы России в достаточной степени сохранили документы, позволяющие воссоздать поколенные росписи для крестьянского населения и их городских потомков на 300–400 лет и более. Это позволит тысячам ныне живущих людей установить свои связи с тем или иным сельским населенным пунктом, а также с исторически сложившимся генетически родственным обществом.

Со стороны государства для этого необходимо лишь сделать доступными архивные документы в формате удаленного доступа к их оцифрованным копиям, что частично реализовано, к примеру в Государственном архиве Самарской области и некоторых других. Но зачастую стоимость платных услуг, предлагаемых архивами, делает удаленный родословный поиск невозможным.

2. Выявление исторически значимых личностей в истории села (защитников Отечества, выдающихся исторических деятелей — уроженцев, жителей, их потомков) и создание мемориальных знаков с участием родственников и потомков.

3. Приобретение в собственность земельного участка. В данном случае, по опыту советского периода или современных программ типа «Дальневосточный гектар» в некоторых регионах законодательно можно утвердить право бесплатного приобретения в собственность земельного участка в сельском поселении для тех, кто имеет документальное подтверждение прямой родственной связи с бывшими жителями этого поселения и не имеет там собственности.

4. Создание попечительских советов сел и деревень из лиц, имеющих родословные или другие связи с данной местностью. Историческое документирование деятельности советов.

 

Методы создания историко-родословных ассоциаций

Этот подход подразумевает систему мер по привлечению в сельскую местность новых жителей, деятельность которых в данной местности может стать основой для будущих историко-родословных ассоциаций.

1. Бесплатное выделение в собственность земельных участков в сельской местности для выдающихся граждан России, имеющих заслуги перед государством.

2. Внешние интеграции в сельское общество — привлечение новых жителей села на пустующие земельные участки для освоения и обустройства данной территории, реализации коммерческих и общественных проектов (в т.ч. создании именных домов-музеев).

3. Возможность льготного приобретения всей территории поселений-пустошей с правом возрождения статуса населенного пункта и дополнением исторического названия фамилией нового владельца. Статус выделяемой таким образом территории должен подразумевать возможность владельца производить застройку и создавать инфраструктуру нового поселения для ее последующей коммерческой реализации.

 

Методы повышения статуса сельской местности

Востребованность (популярность, престиж) места также связана с его известностью, которая определяется не только историческими фактами, но и знаменательными событиями современности. Актуальными для сельской местности могут стать:

1) проведение общественных мероприятий (фестивалей, встреч, форумов, спортивных соревнований и т.д.), визиты именитых гостей, в том числе иностранных граждан;

2) установление официальных партнерских взаимоотношений (в том числе в сфере культуры и искусства) между сельскими поселениями (обществами) разных регионов и государств. Проведение совместных мероприятий.

Рядовое персональное участие в значимых событиях в истории сельского поселения должно документально фиксироваться, создавая тем самым возможность восстановления историко-родословных ассоциаций наших современников и их потомков в будущем.

 

Методы идентификации (информационной исторической сохранности) сельской местности

1. Выявление исторически значимых событий, археологических памятников, объектов культурного наследия, их территориальное разграничение и символическое обозначение на данной местности, в том числе с использованием современных технологий, QR-кодирования и др.

2. Создание информационного пространства со сведениями о данном населенном пункте (регионе) — краеведческих сайтов, печатных изданий. Организация краеведческих мероприятий, в том числе регулярных (традиционных).

3. Популяризация сельского поселения за счет развития сельского туризма (в том числе экотуризма и генеалогического туризма).

 

Методы стимуляции развития экономики села

Для развития сельской местности без значимого бюджетного инвестирования необходимо принятие законодательных актов, создающих благоприятный климат для экономического саморазвития села, самоуправления, диалога с местной властью. Например, можно предложить следующее.

1. Для сельских поселений некоторых регионов отменить налогообложение с доходов, полученных в границах данного сельского поселения (от торговли, оказания услуг и др.) физическими лицами, зарегистрированными (в том числе временно, но на основании собственности) в данном населенном пункте.

2. Сельская экономика «замкнутого цикла». Например, инвестиции в услуги (работу, товар), получаемые жителями села, должны приоритетно и инициативно тратиться ими на другие услуги в том же селе. Таким образом, возможно многократное преумножение одной инвестиции в пределах сельского поселения.

3. Оптимизация бюджетного финансирования сельских поселений. Предложение заключается в том, чтобы законодательно утвердить приоритет финансирования тех проектов, которые предложены к софинансированию жителями сельских поселений (к примеру, половинному). Это может относиться к объектам инфраструктуры, сохранению и созданию объектов культурного наследия, природообустройству и т.д. При этом личная заинтересованность граждан в минимизации общей стоимости работ и их максимальном качестве будет препятствовать коррупционным сговорам при выборе подрядных организаций. На наш взгляд, законодательное утверждение такого принципа позволило бы эффективнее расходовать бюджетные средства, включать в финансирование сельской инфраструктуры личные средства заинтересованных граждан, проводить общественный контроль за расходованием средств и качеством конечных услуг (предложение отклонено Минфином РФ 20.10.2016) [9].

4. Возможность участия граждан в выборах местных органов власти на основании временной регистрации по месту объекта собственности на территории данного населенного пункта, зарегистрированного в установленном законом порядке. Таким образом, в политической сфере будет учитываться мнение граждан, заинтересованных в развитии региона, где они имеют собственность.

Отметим, что заявляемые предложения в значительной мере уже были успешно апробированы в селе Скомове Гаврилово-Посадского района Ивановской области. Вот некоторые из итогов, достигнутых инициативами и средствами жителей села в период 2010–2017 годов [10]:

— создание регионального краеведческого портала «Наше Ополье» (2010) и одноименного периодического издания (2012) (при активном участии жителей села) [11];

— уникальное этнографическое исследование коренных жителей села Скомова (2010–2013) [8];

— изготовление мемориальной доски в память о погибших уроженцах села в период 1941–1945 годов с уточненными данными (2011);

— установка танка Т-62 в честь уроженца села, выдающегося танкового конструктора Л.Н. Карцева (2012);

— строительство зимнего самоточного водопровода с родниковой водой (2012);

— строительство мемориального знака защитникам Отечества — фрагмента Кремлевской стены (2014);

— учреждение общественной организации «Союз краеведов Ополья» с фактическим адресом в селе Скомове (при активном участии жителей села) (2014);

— установка «памятника платку» в честь уроженца села, первого директора Павлово-Посадского платочного объединения М.С. Якимова (2015);

— инициатива по присвоению селу Скомово почетного звания «Село воинской славы» (отклонена губернатором Ивановской области Коньковым) (2015);

— введение в эксплуатацию сельского гостевого дома (2015);

— начало регулярных служб в сельском храме (2015) (восстанавливается с 2009 года жителями села);

— строительство и обустройство сельского водоема с островом (камень Алатырь на острове Буян) (2016) (не завершен по причине отказа администраций района и области в софинансировании);

— проведение 10-дневного пленера художницы Людмилы Август «Трафареты лета» (2016);

— создание первой сельской музейной краеведческой экспозиции (2016);

— проведение краеведческих встреч «Наследие рода» (2017);

— проведение образовательных мастер-классов для детей «Творческая мастерская села Скомова» и «Кулинарный дебют» (2017);

— создание на базе села Скомова Центра сельского космизма и Дома-музея сельского космизма, основанных на концепции одноименной философии (2017).

 

Литература

1. Слепаков С. Вымирание малых городов и деревень в России: «огораживание» XXI века // Интелрос «Альтернативы». 2012. № 3.
2. Итоги всероссийской переписи населения 2010 года. Т. 1. Численность и размещение населения Ивановской области.
3. Валагин А. Городу Иваново предрекли вымирание // Российская газета. 2014. 13 января.
4. Официальный сайт Гаврилово-Посадской центральной районной больницы. URL: http://gpcrb.ru
5. Вымирающий город Иваново // Вопросы Президенту России. 2015. 15 декабря. URL: http://voprosy-prezidentu.zadat-vopros-putinu.ru
6. Реальная средняя зарплата в Ивановской области значительно снизилась // Иваново Пресс. № 41. 2015. 13 октября.
7. Карцев И.С. Что такое краеведение и в чем его сила // Наше Ополье. 2016. № 4 (17). С. 50–55.
8. Карцев И.С. Чьих будете? Новый взгляд на процесс формирования коренного населения Ополья // Наше Ополье. 2013. № 3 (6). С. 35–41.
9. Ответ Министерства финансов РФ № 06 04-12/01/61140 от 20.10.2016.
10. Карцев И.С. Возможности сохранения и развития сельских поселений Российской Федерации // Государственная служба. 2017. Т. 19. № 3. С. 94–100.
11. Карцев И.С. В Ополье пришло электронное краеведение // Сельская правда. 2011. 1 сентября.

Комментарии