ЕГЭ отменили, но слово на три буквы осталось

Колонки

Мифы реальности

29.07.2013 // 4 226

В Общественной Палате РФ прошел очередной «круглый стол» на тему «Как улучшить единый государственный экзамен». Эксперимент по ЕГЭ начался в 2001-м. Не прошло и 12 лет, как наша «общественность» всерьез задумалась над тем, что экзамен, видимо, не очень хорош. Кульминацией стали события этого июня: ответы буквально на все экзамены были доступны в Интернете за день до. Это не могло не вырваться наружу.

Что было

Самое парадоксальное в том, что, несмотря ни на что, для чиновников главное — что ЕГЭ, якобы, нужен. Что он был введен по желанию общества (общество, ау! тебя кто-то об этом спрашивал?). Что у ЕГЭ чрезвычайно благие цели — преодоление коррупции при поступлении в вуз, «отлов» талантливых детей и возможность «мальчику из Якутии» (термин тогдашнего министра образования, Владимира Филиппова) поступить по ЕГЭ в престижный московский вуз. И никому не важно, что фактически ни одна из этих целей достигнута не была: егэ-коррупция далеко опередила коррупцию вузовскую, одаренных детей отлавливают за счет олимпиад (ЕГЭ не проверяет творческие способности). Нет, конечно, число детей из глубинки, обучающихся благодаря ЕГЭ в столичных вузах, прибавилось. Правда, в основном благодаря «блестящим» результатам выходцев с Северного Кавказа (там ЕГЭ стоит дешевле, в горные аулы и потянулись егэ-туристы со всех концов бескрайней родины).

Но в этом году нарушения с ЕГЭ зашкаливают. Делать вид, что все хорошо, больше нельзя. В общем, низы не могут, а верхи не хотят (или — наоборот). На самом деле, ЕГЭ нужно отменять. Но у нас не принято признавать свои ошибки. Ведь уже есть закон о ЕГЭ (и потому — любое слово на три буквы — свято). К тому же, «на ЕГЭ влияют факторы вне системы образования — честность поведения во время экзамена. И нетерпимость к обману со стороны других», — так сказал на «круглом столе» министр образования Дмитрий Ливанов. И еще добавил: «ЕГЭ отслеживает тот уровень честности или нечестности, который есть в тех или иных сообществах. По результатам этого года мы направили рекомендации уволить ряд руководителей региональных органов образования».

Собственно, единственное, что может наш министр, это кого-то уволить: ведь проведение ЕГЭ и все нарушения, которые с ним связаны, находятся вне компетенции министерства! За ЕГЭ отвечает Рособрнадзор (привет административной реформе). Вот и сейчас меры приняты: уволен новый, 30-летний руководитель этого ведомства. (Заметим, не он это начинал).

Между тем, коррупционность ЕГЭ — конечно же, не вопрос честности общества. Просто от его результатов зависят зарплата учителя, репутация, а значит, — и финансирование школы, судьба директора и т.д. Цепочка идет снизу вверх и кончается губернатором, которого тоже оценивают по результатам ЕГЭ в его губернии. А значит, учителя будут закрывать глаза на списывание, на пользование мобильниками, на Интернет-вбросы ответов. Далее — по цепочке. Виноваты не люди, а система. Об этом было известно давно, но вынужденно заговорили только сейчас.

Чем сердце успокоится

Чиновники и «общественность» постановили: ЕГЭ — быть. Подвергать его сомнению нельзя. Но… были предложены беспрецедентные меры по «совершенствованию» ЕГЭ. По сути, его отменяющие. Ну, ладно, мы не гордые: смиримся с тем, что слово на три буквы останется. Главное — что за ним стоит.

Ярослав Кузьминов, председатель Комиссии Общественной Палаты по развитию образования и ректор Высшей школы экономики, предложил радикальные меры по реформированию ЕГЭ. Вот они:

— К лету 15-го года вывесить в интернете открытый банк заданий (когда заданий несколько тысяч, их невозможно вызубрить). И выработать технологию их случайного выбора (типа Спортлото).

— Нужно пресекать нарушения во время ЕГЭ. Есть два пути. 1. Усилить контроль за счет правоохранительных правовых органов. («Но наши органы и так перегружены, особенно в последнее время»). Ярослав Кузьминов предпочитает второй путь — расширить права общественных наблюдателей, в числе которых должны присутствовать вузовские преподаватели.

— Часть «С» (рукописную) нужно проверять не в своем (как сейчас) регионе, а в другом, соседнем.

— Надо, чтобы экзаменаторы не были заинтересованы в ЕГЭ. Нельзя учитывать результаты ЕГЭ при оценке учителей, школ, регионов. Абсурдно, когда баллы ЕГЭ по регионам все-таки стали оценкой губернаторов.

— Для прозрачности, надо ввести сопоставление ЕГЭ и олимпиад. У олимпиадников балл про профильному ЕГЭ должен быть не ниже достижений в олимпиаде. Это значит, что все олимпиадники должны сдавать профильный ЕГЭ!

— Ядром портфолио должно быть участие в олимпиадах, плюс средний балл ученика за три года. Это должно давать от 20 до 30 баллов при поступлении.

— С 2015 года ЕГЭ будет разделен на общеобразовательный и профильный уровни. Профильным ЕГЭ станет письменная часть — решение задач, эссе… Самые высокие баллы по ЕГЭ должны быть связаны с творческим заданием.

— Вместо ЕГЭ по русскому нужно вводить сочинение или развернутое эссе. Выбор обязательного экзамена — это либо русский и литература, либо русский и история (эссе — и там, и там).

По мнению Руководителя Центра мониторинга и статистики образования ФИРО, Марка Аграновича, нужно передать проведение ЕГЭ независимым тестирующим компаниям. Они не подчиняются органу управлению образованием в регионе и на контрактной основе проводят ЕГЭ. Необходимо организовать несколько волн сдачи ЕГЭ, начиная с 1 января. Когда готов, тогда и сдаешь. От себя заметим, что в США их «ЕГЭ» первый раз сдают бесплатно, а потом — за деньги.

Ну, были и еще предложения: министр ратовал за развитие устной части экзамена по иностранному языку; за проведение ЕГЭ по информатике на компьютерах. Впрочем, по его мысли, «это сначала нужно отрабатывать в тестовом режиме, и только потом — предлагать».

И вот тут и возникает вопрос: а чем это, собственно, отличается от прежнего выпускного экзамена (ведь признали, что должны быть и устная часть, и эссе)? Зачем было столько лет эксперимента по ЕГЭ? Зачем 13 лет мучили детей и их родителей? На что было потрачено столько миллиардов (и какие были откаты)? Нет ответа! Куда мчишься ты, Русь-тройка?

Комментарии