Павел Крупкин
Некоторые моменты протекающей украинской революции
Где границы сборки новых политических реальностей? И что из происходящего делает их реальными?
© streetwrk.com
Интереснейшее дело разворачивается сейчас на Украине. Буквально на наших глазах происходит переформатирование политического пространства с переопределением «делегирования политической субъектности» людей.
В общем-то «делегирование политической субъектности» индивидами как действие по оформлению коллективного политического субъекта впервые было описано (правда, довольно-таки мельком) Спинозой в его «Богословско-политическом трактате». Спиноза полагал, что в «естественном состоянии» каждый индивид обладает присущей ему изначально некой «политической самостью» и мощью, составляющими политический мотив/компонент его субъектности, и, объединяясь с другими в сообщество, он передает лидерам сообщества чисто политические аспекты субъектности (ПАСС), легитимируя их на действие всей аккумулированной мощью — иначе сверстанным и составленным авторитетом, но в интересах всего коллектива и самого индивида. До недавних пор на Украине это спинозианское действие сборки коллективных политических субъектов было сосредоточено в рамках структур старой легальности: люди делегировали свои ПАСС различным ее «узлам», создавая существовавший до недавних пор политический порядок.
В связи с вызванным президентом Украины осенним кризисом доверия, связанным прежде всего с переполнением «корзины терпения» людей творимыми режимом несправедливостями, начиная с ноября 2013 года в Киеве мерно чеканилась политическая альтернатива действующему режиму — Майдан. Многие киевляне переориентировали свой ПАСС на эту новую структуру, включаясь в ее функционирование и развитие в меру вызова имевшейся политической системе. Параллельно та же тенденция набирала силу и в Западной Украине — формированием народных рад, конкурировавших за политические функции с органами государственного управления обанкротившегося режима. Причем на Галичине «пересборка местной политики» по интенсивности принимала форму «степного пожара».
На удивление режим не справлялся с таким вызовом, активно вложившись в никому ненужные проявления силы, глупые и бесполезные политические действия и заявления, ввергая себя в кризис легитимности, затронув чувство собственного достоинства протестующих. Итак, иначе: жители Украины стали массово отзывать свой ПАСС из «банка легитимности режима», а разрастание массового «пенальти легитимности» в один прекрасный момент привело к ситуации, когда ПАСС оказался возвращенным всем жителям Украины — практически насильственно, без их на то инициатив. Тем самым была открыта гонка-соревнование различных центров силы по сборке ПАСС людей, ибо «победитель» этой гонки получал «все» — а именно политические права на формирование структур нового политического порядка, с соответствующими персональными местами и авторитетом в нем.
Одна ассоциация центров силы сейчас сгруппировалась вокруг Майдана и народных рад Западной Украины. Эта коалиция является драйвером текущей на Украине национальной революции. Но есть ли на Украине альтернативы Майдану? Оказывается, что есть: такой альтернативой многие украинцы вообразили себе условного В. Путина. Жители Юго-Востока в достаточно массовом порядке оказались готовыми передать свои ПАСС Президенту РФ, и этим предложением оказались полны московские ток-шоу последнего времени, приглашавшие участников с Украины. К сожалению, собственных ярких центров силы на Юго-Востоке пока не возникло, но символическая борьба украинской революции идет именно по линии «Майдан — В. Путин». Это почти не замеченный момент революции-2014, проявляющийся в значительном присутствии России в умах и сердцах революционеров (хотя казалось бы: где Россия и где они?). И похоже, что отмеченный выше «крик Юго-Востока» вызван отсутствием какого-либо альтернативного содержания помимо «антикацапства» в ментальных структурах торжествующего то здесь, то там победу «Вече». В построении новой идентичности Майдан доминирует, а на Юго-Востоке — пустота (возможно, лишь пока), в которой брезжут мифы и зомби отмершей советской эпохи. Наблюдаемый украинский «лениносброс» — тоже где-то здесь.
В конечном итоге (февраль 2014 года) действующий украинский президент был вынесен подхватившим его селевым потоком социально-политических процессов к полной делегитимации — он бежал из столицы под радостное улюлюканье и угрозы сил Майдана. При этом наметилась огромная дыра в легальности украинского общества, и победителям пришлось срочно заняться заполнением этой пустоты, отстраивая новую легальность вместо прежней. Впрочем, украинской элите не привыкать к тому: практически каждая смена президентов проходила вне закона — в условиях чрезвычайного положения, с местночтимым изобретением процедур и обоснований ad hoc. Такова специфика украинской демократии, точнее, отношения данной демократии с сопровождающей ее легальностью: закон на Украине всегда стоит на службе у политики.
В настоящий момент новая легальность Майдана не выходит пока еще за границы довольно узкого элитного круга основных бенефициаров (сейчас это усеченная Рада с некоторыми «сочувствующими»). «Победителям» еще предстоит борьба за распространение своего нового политического порядка на всю страну. И в этом самом деле «расширения» можно увидеть следующие вызовы/риски:
— распад коалиции «Майдан»: «Три богатыря» (В. Кличко, А. Яценюк, О. Тягнибок) не особо ладят и друг с другом, и с боевиками и активистами Майдана; выход же на политическую сцену Ю. Тимошенко лишь увеличивает риски переформатирования коалиции «победителей»;
— сопротивление центров силы старого политического порядка, который значительно морально ущемлен в верхах, но продолжает оставаться относительно незатронутым в низших своих эшелонах — см., например, «Украинский фронт» февраля 2014 года, демарши Крымской автономии и др.;
— возникновение на Юго-Востоке иного центра силы, который может притянуть к себе массы делегирующих ПАСС — если таковой, конечно же, состоится. С другой стороны, кто летом 1917 года мог предсказать нагул политической мощи Петлюрой или Махно?
В любом случае в ближайшее время наблюдать за Украиной скучно не будет.
Комментарии