До 30 июня принимаются заявки на участие в конференции «Публичная история в России: перформансы прошлого в театре и за его пределами»
3-4 ноября 2018 года, Казань
© Оригинальное фото: Екатерина Краева
Спекталь «Родина», Центр имени Вс. Мейерхольда. Режиссер и драматург — Андрей Стадников.
Третья конференция Лаборатории публичной истории будет посвящена театру и другим перформативным практикам, которые формируют современные способы восприятия прошлого.
Российский театр последних лет все активнее осознает себя как место памяти, обращаясь как к собственной истории, так и к различным сюжетам и образам коллективного прошлого. Важным этапом этого процесса стала внеконкурсная программа «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска» 2016 года, собравшая несколько спектаклей, которые разными способами обращались к теме Второй мировой войны. Эта программа представила своеобразный срез изменений в понимании прошлого современным российским театром, ставших еще более заметными в последние два года. Такие разные режиссеры, как Андрей Могучий, Дмитрий Егоров, Максим Диденко, Андрей Стадников, Анастасия Патлай, Александр Молочников и многие другие, обращались к широкому диапазону тем — от Революции 1917 года до историй городов и институций. В этих работах все более заметным становится расширение круга источников для разговора о прошлом: от архивных документов и устных свидетельств до хорошо известных текстов и образов, понятых в новом контексте.
Таким образом, театр сегодня становится местом интенсивного обсуждения ключевых тем публичной истории — от рефлексии о травматических событиях ХХ века и их месте в современном историческом воображении до исследования опыта отдельных людей и их стратегий осмысления прошлого.
С одной стороны, мы предлагаем обсудить причины и механизмы этого процесса. Как изменяется театральная практика, когда она обращается к историческим сюжетам? Как в таких спектаклях соотносятся стремление к исторической точности и использование истории как инструмента рефлексии о современности? Как взаимодействуют театральные практики и историки (как профессиональные, так и любители)? Как история театра — с ее травмами и умолчаниями — позволяет понять его настоящее?
С другой стороны, интерес современного театра к истории представляется нам важной отправной точкой для междисциплинарного разговора о более широком круге практик и проблем. Как сохраняется память о театре в рамках различных институций: самих театров, музеев, архивов и библиотек? Как осмысляется и представляется прошлое в различных перформативных практиках: исторических реконструкциях, театрализованных представлениях, «живой истории»? Позволяет ли теория перформативности создавать новые «генеалогии» практик и институций (например, судебных заседаний)?
Рабочий язык конференции — русский
Главная цель проводимой Лабораторией ежегодной конференции «Публичная история в России» — диалог исследователей и практиков, интересующихся взаимным влиянием прошлого и современности. Поэтому мы будем рады заявкам на участие как от театроведов, историков, филологов, культурологов и представителей смежных дисциплин, так и от театральных критиков, режиссеров, драматургов, работников архивов и музеев.
Желающие принять участие в одной из секций конференции должны до 30 июня 2018 года прислать тезисы доклада (макс. 500 слов) и академическое CV на адрес: pubhisconf [собака] gmail.com. Обязательно указывайте в теме письма название секции, на которую подаете заявку. Названия прикрепляемых к письму файлов должны начинаться с вашей фамилии на латинице (например: Ivanov_CV; Ivanov_tezisy). О решении оргкомитета кандидаты будут уведомлены до 15 июля.
Подробнее: http://publichistorylab.ru/archives/484
Комментарии