Михаил Гефтер
Кодекс гражданского сопротивления (ГС)
На Международном гражданском форуме Пилорама редакция журнала ГЕФТЕР проводит круглый стол «Кодекс гражданского сопротивления: вчера и сегодня». Мы публикуем текст этой работы М.Я. Гефтера с вариантом преамбулы, и интервью с Валентином Гефтером об обстоятельствах создания «Кодекса».
ГС — не новшество. Истоки уходят в древность. Времена же недавние освятили ГС именами Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга, Андрея Сахарова; список можно длить, не забывая, что родство тех, кто закладывал фундамент ГС, отнюдь не исключало различий, превышающих оттенки.
И все же ГС едино в решающем смысле. Оно — плоть демократии. Без ГС демократия не больше, чем процедура — полезная, даже работающая, но вовсе не застрахованная от лицемерных подделок и ухищрений обманного и небезопасного употребления. В своих целях ею пользуются и современные тираны, и самоновейшие демагоги, которых по ошибке именуют «популистами».
ГС — противоядие им, совокупным и порознь. Разумеется, неидеальное, со своими скрытыми дефектами. Но лучшей защиты ПРАВУ ЧЕЛОВЕКА ОТСТОЯТЬ СЕБЯ (в том числе и от собственных слабостей и дурных наклонностей) не существует пока.
Опыт ГС для России все еще в разрозненных примерах. Против него — вчерашний и обновленный страх. А также неудача первых попыток, посягнувших на «святая святых» — на прерогативы правящего режима принимать решения, затрагивающие судьбы и жизненный обиход миллионов, не справившись, согласны ли на такие передряги и катаклизмы те, кого прямо или окольно в них втягивают.
Возразят: все-таки ушли мы от прошлого, все-таки обрели гласность и если еще не научились, так учимся, и не без некоторого успеха, отстаивать ее. И арсенал противодействия все-таки пополнился. Достаточно назвать шахтерские и иные забастовки, уличные шествия и митинги, отпор одиночек и беспрецедентное, когда сравнишь с эпохой, что позади, неподчинение функционеров, сплошь и рядом, правда, в весьма прозаических интересах, но нередко и все чаще во имя общего блага — так или иначе толкуемого.
А общественные опросы и нелицеприятные рейтинги? А Президентский совет из членов на общественных началах, у коих и право, и долг — высказать высшей власти независимое суждение и передать (снизу вверх) боль людскую? А внеказенные и полуказенные аналитические центры, сигнализирующие, предупреждающие? А, наконец, представительные учреждения и некоторая доза независимости у людей в судебных мантиях, освобождающихся, хотя и не свободных вовсе от приснопамятного «телефонного права»?
«Вы не умеете ценить приобретений», — не раз слышали мы из уст благожелательных иностранцев и заглянувших (на очередной круглый стол или просто так) наших навсегда отъехавших соплеменников.
Ответ — осенние события 1993-го. Неуслышанный, дурно понятый, легко позабытый ответ. А вдогонку, вторя и усугубляя его, — Чечня и Россия рубежа 94-го и 95-го.
Окраинный Грозный, испепеляемый, с неубранными трупами на улицах, подвел черту. Нет, он не упразднил (пока?) все новшества, клонящие к демократизации. Но он обнаружил с пронзительной силой их НЕДОСТАТОЧНОСТЬ. И их несоединяемость в солидарный заслон — без особого усилия, которое, не требуя от его участников тождества во взглядах, позволит им, однако, совместно оградить граждан России от авторитарного беспредела.
УПРЕЖДАЮЩЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — ныне проблема внутри всех проблем. Опоздание опасно и преступно. Иллюзии сотрудничества с хозяевами Кремля на условиях, ими диктуемых, уже вчера достигли степеней регулярного самообмана, сегодня же прямо поощряют обман, какой силится достичь любого человека и завладеть им.
Вот почему самая пора учредить Гражданское сопротивление. Без рекламной трескотни, с открытой публичной дискуссией, итогом которой могли бы явиться концепция ГС и его политический, нравственный кодекс.
Ниже — попытка сформулировать некоторые исходные положения.
А. ЦЕЛИ И МЕСТО В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
1. ГС — одна из решающих возможностей действенного и ответственного волеизъявления граждан, законность и необходимость которой заявлены Всеобщей декларацией прав человека (1946) и иными документами, исходящими из верховенства этой декларации.
2. По призванию своему ГС направлено против акций, угрожающих жизни, безопасности, достоинству и достатку граждан (большинству или части их), притом, что эти акции исходят, как правило, от институтов власти, включая высшие.
3. Участие в ГС — сугубо добровольное и не требует формальных процедур оформления членства.
4. ГС — ДВИЖЕНИЕ ВНЕПАРТИЙНОЕ и ВНЕФРАКЦИОННОЕ, что, однако, не препятствует участию в нем граждан, примыкающих к тем или иным политическим образованиям, а также не исключает совместных действий с партиями, профсоюзами, женскими, молодежными, религиозными и иными течениями, признающими Всеобщую декларацию прав человека и отвергающими всяческое насилие.
5. К числу коренных принципов ГС и наиболее сложных проблем, которые встают перед ним, относится такое СОЧЕТАНИЕ РЕШИТЕЛЬНОСТИ И МЕРЫ, которое начисто исключает действия, направленные на насильственное достижение своих целей, даже в случае, когда они (цели) могут быть признаны справедливыми и обоснованными.
6. ГС стремится к превращению России в добровольный Союз территорий и национальных образований, в основе которого лежит ДОГОВОРНЫЙ ПРИНЦИП, условия его совершенствования и конкретизации в рамках согласия относительно уровней и форм суверенности, а также делегирования центру необходимого минимума полномочий.
7. ГС решительно выступает против военных акций, кроме обоснованных миротворческих действий Объединенных наций. ГС стоит за всеобщее, последовательное и неуклонно осуществляемое разоружение и готово сотрудничать со всеми движениями и лицами в России и за ее пределами, выступающими против гонки вооружений, против бизнеса, заключающегося в продаже оружия, тем паче, когда эти акции совершаются без контроля за возможными результатами подобных сделок.
8. ГС готово содействовать всем решениям и действиям, направленным на преодоление инерции холодной войны в политике, экономике, идеологических воззрениях, а также в психологии, мотивах поведения и нравах.
9. К числу основополагающих целей ГС принадлежит соучастие в превращении СНГ в Евразийское сообщество независимых дружественных государств и наций с прогрессирующим нарастанием связей и контактов, охватывающих все сферы жизни. Одновременно ГС считает своим долгом активно препятствовать всем проявлениям великодержавия, политического и экономического диктата, расистским поползновениям и всякому фанатизму, грозящему бедствиями войны, человеческими жертвами и оскорблением достоинства народа и человека.
10. Процедура принятия ГС решений сообразуется с обстоятельствами, но в любом случае она должна быть демократической, оставляющей за меньшинством право несогласия: либо неприятие участия в тех или иных намеченных действиях, либо выбор иных ненасильственных средств, нежели те, к каким склонилось большинство.
11. ГС исполнено уважения к средствам массовой информации и является принципиальным сторонником независимости журналистов.
Б. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГС
1. ГС — движение, которое строится снизу вверх. Основа его — инициативные группы и комитеты ГС, которые могут создаваться по местам жительства, на основе делового сотрудничества и других личных контактов, дружеских связей и единомыслия в целях.
2. На таком же принципе могут возникать и территориальные инициативные и информационно-координационные советы, а также Центр информации и контакта с местом базирования в Москве.
3. По мере реализации замысла должны быть предприняты меры ЗАЯВИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, а в случае надобности регистрация ГС и его местных разветвлений в соответствующих юридических учреждениях.
4. ГС изначально вступает в контакт с Федеральным Собранием, как и с местными представительными органами.
5. Отношения ГС с исполнительной властью заранее определить едва ли возможно, поскольку здесь могут иметь место как неизбежные конфликты, так и проистекающие из их разрешения компромиссы, акции согласия, совместные действия на суверенной и равноправной основе.
6. Требуют дополнительного продумывания шаги, оформляющие внешние контакты ГС, включая в первую очередь связи его с международными правоохранительными институтами и движениями.
В. ВОЗМОЖНЫЕ И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ ГС
1. Пути и способы действия ГС чужды шаблона и склонности к крайним акциям, если нет на то чрезвычайных побудительных мотивов. К тому же эти соседства могут быть разной интенсивности в зависимости от местных условий.
2. К способам действия относятся:
— свободные дискуссии;
— петиции, иные обращения к местным и высшим органам законодательной, исполнительной и судебной власти;
— прямые обращения в суды, в том числе и в защиту людей, которые мирными способами отстаивали свои убеждения и гражданские права;
— отказы исполнять директивы и распоряжения, носящие неконституционный характер и находящиеся в противоречии со «Всеобщей декларацией прав человека»;
— открытые акции протеста с соблюдением мер, ограждающих их от провокаций, действий неуравновешенных и безответственных людей;
— требования о смещении с должности и привлечении к ответственности лиц любого ранга, чьи действия носят самоуправный, своекорыстный и взрывоопасный характер;
— право законодательной инициативы в пределах целей и полномочий ГС и его органов;
— требования подотчетности депутатов всех уровней и использование в крайних случаях права отзыва депутата (организация соответствующих законных действий);
— защита журналистов и независимых средств информации в их деятельности, направленной на достоверное и всестороннее освещение происходящих либо назревающих событий, которые грозят безопасности граждан и принятому населением способу жизнедеятельности;
— в самых острых ситуациях, грозящих правам, жизненному устройству и благополучию граждан, как и мирным отношениям между народами, — призыв к политической забастовке в местных пределах и в масштабах России;
— обращение с тою же целью в Организацию Объединенных Наций и в Международный суд.
Г. «МЕНТАЛЬНЫЕ» АСПЕКТЫ ГС
1. ГС направлено на защиту человека, его прав и достоинства, но оно также исходит ОТ ЧЕЛОВЕКА как существа, способного к нравственной, ненасильственной и солидарной самозащите.
2. Эта общая установка обретает особую злободневность в нынешних обстоятельствах жизни России и ее населения. Чересчур много фактов свидетельствует о спаде гражданской активности, избирательном абсентеизме (протесте неучастием в выборах), разочаровании во всем и во всех, об утрате людьми веры в свою способность влиять на решение проблем, от которых зависит не только сегодняшняя повседневность, но и завтрашний день России.
3. Насилие является едва ли не самой драматичной коллизией современности. Масштабы и суть его сугубо непросты и вряд ли могут быть ограничены невиданным ростом преступности, ее набирающей силу организованностью и просачиванием во все эшелоны власти. Это лишь верхушка айсберга, придонное основание которого — спазматический быстрый разлом привычных ценностных ориентиров. Страх встает в общую строку с вожделениями скорой наживы и с высвобождением инстинктов, подавлявшихся десятилетиями, но неуничтожимых по самому происхождению своему.
Попытки обуздать спонтанное насилие лишь орудиями законной расправы безрезультатны, если бы даже они действительно совершались в рамках закона и на основе реальной с у д е б н о й в л а с т и, равноправной властям законодательной и исполнительной. Это условие — необходимое, но все же недостаточное.
ГС, разумеется, не замена службам охраны человека и соблюдения публичного порядка. Но оно — гигантский по своей потенции ФЕНОМЕН АНТИНАСИЛИЯ. Ибо ГС освобождает от массового страха и дает выход энергии суверенности и отпора, направляя ее в русло предметно-реализуемой инициативы (особенно сказанное относится к молодежи).
4. ГС в существенной, если не в решающей мере влияет на духовный климат, стиль жизни и речевое поведение людей. Именно оно способно заместить позывы к возмездию и к мщению (в их числе и имеющие исторические основания), как и поверхностное, а в существенной степени лицемерное покаяние СОЛИДАРНОСТЬЮ, ОСНОВАННОЙ НА НЕПОСРЕДСТВЕННОМ ЧУВСТВЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
5. ГС — естественный противник карьеристского разгула и заполонения властных ниш выскочками и лизоблюдами. Опять же — есть средства, уменьшающие эту опасность: сокращение управленческих структур (прежде всего президентской), конкурсный порядок отбора должностных лиц, всесторонний парламентский контроль над нео-номенклатурой. Но одними этими мерами натиск современных молчалиных и растиньяков, дипломированных и натасканных, не остановить.
ГС и тут неоценимая подмога. Общество, чтобы стать таковым не по названию, должно учиться заграждать дорогу негодникам и поощрять свежие умы и чистые намерения.
Конечно, и в этом случае речь идет о возможностях, которые могут быть реализованы лучше или хуже либо вовсе утрачены. Потому ГС должно обладать культурно-образовательной и воспитательной программой. Создание и воплощение ее требуют специального рассмотрения. ГС и здесь призвано действовать не в одиночку, а вместе со всеми культурными и образовательными институтами и самодеятельными ассоциациями, которые, соглашаясь с основными принципами ГС, сохраняют полную независимость и автономию в избранных ими сферах.
6. ГС — «ментальная» почва для сближения народов, живущих в России, для установления отношений взаимного понимания с независимыми общественными организмами, способными составить в перспективе ЕВРОАЗИАТСКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СОДРУЖЕСТВО. Значение последнего аспекта трудно переоценить. Он один делает ГС необходимым и незаменимым.
7. Было бы уместным создание в рамках ГС особого фонда «Аутсайдер», источники которого направлялись бы на поддержку альтернативных починов и их инициаторов, как в центре России, так и в ее глубинке.
Д. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
1. ГС нуждается в собственных источниках информации и призывает журналистов, а также всех граждан, располагающих необходимыми знаниями и умениями, к участию в Информационной сети ГС. Материалы ее подлежат оперативной обработке в ряде крупных городов и сосредоточению в Информационно-координационном центре, находящемся в Москве.
ГС нуждается в материальном содействии на добровольной и контролируемой основе.
Декабрь 1994 г. — январь 1995 г.
Гражданское сопротивление – мираж или выход из тупика?
То, что происходит с нами, нарастая изо дня в день, немыслимо выразить каким-либо из обиходных слов. Кризис? Да, и он, затронувший сразу все сферы жизни. Но в «кризисе» все-таки есть и что-то утешительное, предвещающее тот либо другой выход. «Кризис», каким бы острым ни был, в сущности, нормален. Быть ли (где-либо, когда-либо) обновлению без ломки, ежели бы не подобные передряги, навещающие и самых что ни на есть развитых?
Нет, не кризис у нас сейчас. Мельче и страшней. Преддверие и эпилог вместе. Редчайшая сдвижка в людях, притом, что на проявлениях ее – печать инерции, закрытости форм. Дерзкие обличения власти, включая Президента или даже начиная с него, и клятвенные заверения весьма красноречивых критиков, что они, само собой, стоят за целостность России, за нерушимое единство ее, за «конституционный порядок». А беда «чеченская» стряслась оттого, что не к тем средствам прибегли, да и исполнитель на поверку – один сквернее другого.
Правда, спустя недели, интонации заметно переменились. Как выразился «известинский» публицист, цель у тех, кто в Кремле, была верной, но не только в способах осуществления ее, но и в «промежуточных целях» обнаружился серьезный изъян. Пробудившаяся гуманность протестует против невинных и избыточных жертв, против «разоружения банд» посредством превращения в руины целого города. А что, ежели бы другой график состоялся, и более умелые полководцы действительно провернули бы всю эту операцию в считанные дни? Промолчали бы вовсе, или градус возмущения оказался бы много, много ниже? Вот и вчерашний «выборосс», непотопляемый министр Козырев за идеал полагает для себя и для нас всех – действия в Заливе. Неважно, что там Саддам Хусейн попытался умыкнуть независимую страну, и что даже при этих обстоятельствах далеко не все в мире, и не непременно «леваки» (папу римского к ним не причислишь), не были в восторге от точечных бомбардировок, которые оставляют после себя мирные трупы. О чем речь, кто их считает, «рядовых» мертвецов, зато быстро, умело, эффектно. Made in the XXth century…
Комментарии