Как долго продлится «националистический поворот» в дискурсе РФ?
Social Cohesion
02.04.2014 // 4 061Русский националистический дискурс в РФ (под чем я буду понимать как сами националистические тексты и новости о деятельности русских национально-освободительных общественно-политических движений, так и ответы их оппонентов вместе с вызываемыми всеми данными текстами обсуждениями) присутствует последние двадцать пять лет довольно устойчиво. Сначала это было осмысление творчества «русской партии» в КПСС, потом словесное обрамление существования «коричневой» части «красно-коричневых» иных для победителей состоявшейся революции в Москве, потом время дошло и до чисто националистических текстов и обсуждения соответствующих активностей уже наступившего XXI века. В последнее время, начиная с марта 2014 года, сюда неожиданно и мощно вложился и В.В. Путин вместе с правящей партией — в рамках «оформления» своего ответа разворачивающейся украинской революции, который пока что получил некое «этапное завершение» в виде «крымской истории» [1].
При этом в качестве постоянного вопроса наличествует тот аспект русского националистического дискурса, что, несмотря на измеряемую социологами довольно значительную потенциальную базу поддержки его позитивной части среди населения РФ (15% в «ядре» и до 50% вместе с «периферией»), деятельность различного рода политических активистов на поприще русского национализма пока нельзя признать успешной. Настоящий текст посвящен попытке разобраться в данном вопросе, а также в вопросе из заглавия статьи, представив некий взгляд на текущее состояние активностей, порождающих взятый в рассмотрение дискурс, в виде следующих тезисов:
1. Ситуация, когда, несмотря на неуспех политических активистов предыдущих поколений, в обозначенном выше социальном месте появляются все новые и новые активисты-новички, связана прежде всего со следующим: тезис «все развитые страны являются национальными государствами» [2] является научным фактом. И эта структура усиливается тем опытом, что доминирующие у нас теории модернизации РФ, которые исключают необходимость «национального проекта» из рекомендуемого списка того, что надо бы делать, в общем-то потерпели фиаско.
2. Второй «драйвер» появления активистов-националистов — это подражание тем, кому этнонационализм оказался «разрешен» имеющейся у нас политической системой и чей социальный успех «бросается в глаза». Сейчас это в основном представители этнокорпораций Северного Кавказа и Закавказья.
3. Далее три пункта об ограничениях развития социально-политических процессов рассматриваемого направления. В части русского национализма в габитусе общества существует блокировка, восходящая к ленинско-сталинским теории и практике. В настоящее время данная блокировка может быть представлена в виде следующей глубинной и зачастую неосознаваемой структуры общественного сознания — «модели ста цветов»: «Государство РФ является цветником, в котором цветы — это корпорации [3]; корпорациям, как и цветам, нужен навоз, куда попадает все, что не цветы; цветы — это то, чего коснулась «формующая длань суверена», их просто так — без «высшего участия» — из навоза не слепишь». При этом данная модель должна быть взята в рассмотрение во всех своих следствиях — от вменения социальному активу страны «прогрессорства» до определенного вида социального расизма, с данным «прогрессорством» связанного. В целом воспроизводится идентичностный отрыв «людей-в-корпорациях» от «людей-которые-лишь-навоз-для-корпораций» [4] с поддержанием значительной величины культурной дистанции. Как результат — психологическая установка на равноправие со стороны «включенных в корпорации» отсутствует напрочь, порождается и поддерживается замысловатая система социальных статусов, которая формирует поведенческие паттерны людей в значительно большей степени, чем одновременно имеющееся формальное провозглашение всеобщего равенства граждан РФ перед законом и государством.
4. Еще одна проблема русского национализма связана с высокой степенью атомизации общества в центральных областях страны. Если традиционно (см. соответствующую теорию М. Гроха) деятельность национальных предпринимателей протекала в среде с достаточно плотной социальной структурированностью и способностью к самоуправлению, то в РФ традиционные социальные структуры низовой самоорганизации были «раскорчеваны» большевистским террором. Т.е. просто «принести знание о хорошей коллективной идентичности и правильных методах самоуправления» мало — надо еще научить людей, как эту самую идентичность с хорошими социальными институтами им всем вместе воспроизводить и как им даже просто самоуправляться.
5. Предыдущее дополняется иррационализмом основной массы политических активистов данного направления. Большие организации требуют определенного уровня рациональности, которой в изучаемой среде пока не наблюдается.
6. Далее два тезиса о вкладе правящей команды РФ в рассматриваемый дискурс. Следует отметить, что п. 1 «цепляет» не только активистов из «низов» общества, но и вполне просматривается в портфеле дискурсивных заготовок и у политических верхов. «Д.А. Медведев — не меньший, в хорошем смысле слова, русский националист, чем я», — заявил как-то перед камерами В.В. Путин [5]. Другое дело, что у «верхов» также присутствуют и многие ограничения для «подобного говорения», которые являются производными от описанного в п. 3.
7. В дополнение к п. 6 «верхами» с недавних пор стали также пониматься и другие достоинства социальной ситуации, задаваемые наличием общей политической коллективной идентичности на уровне всей страны. В частности, особые надежды связываются с тем, что в рамках такой идентичности может быть обусловлена дополнительная лояльность людей, задаваемая их «чувством принадлежности». Вследствие этого «верхами» был запущен проект по созданию единой «общестрановой» идентичности корпоративного типа — «россиянства», который сами верха принимают за проект создания/поддержания [6] общегражданской нации. Однако от того, что принято называть нацией в современной теории, сообщество, порождаемое «россиянством», проектируемо отличается в следующих основных пунктах [7]:
Нация | «Россиянство» | |
Суверенитет | Каждый участник — хозяин; все вместе тут «главные» | Президент — хозяин; все остальные служат президенту/Родине |
Равноправие | Каждый участник — один из равных | Каждый участник занимает свой «шесток в системе корпоративных иерархий, отражающих справедливость нашего мира |
Устроение | Снизу вверх | Сверху вниз |
Институцион. контроль | Общее благо | «Воля президента» |
В свете вышесказанного можно сформулировать следующий «средний» сценарий-прогноз по развитию дискурса «русского национализма». Поскольку «верха» уже запустили свой проект создания общестрановой идентичности, то соответствующий дискурс будет производиться не менее двух-трех поколений по меньшей мере [8]. При этом «низовой» русский национализм не прекратится. Он будет представлять собой сменяющиеся поколения активистов, побуждаемых к деятельности пп. 1–2, причем эти активисты будут выставляться верхами в роли «пугал» для либеральной и зарубежной общественности, а также для этнокорпораций. В ответ этнокорпорации не будут препятствовать развитию своих этнонациональных проектов — которые, кстати, вполне успешно развиваются уже и сейчас. В конечном итоге все завершится повтором истории перестроечного СССР в части декомпозиции страны [9].
Примечания
Комментарии