Современная научная инфраструктура: сделай сам
Воля к знанию, или «Зачем нужны новые журналы?»
© flickr.com/photos/autumnal-fires
От редакции: Полтора года назад мы рассказывали об успешном проекте частного научного электронного журнала «История военного дела: исследования и источники». Сегодня перед вами еще одна инициатива: готовится к выходу уже третий номер историко-культурологического электронного журнала Valla. Об особенностях проекта историк Лев Усыскин беседует с главным редактором и учредителем издания Марией Елиферовой.
— В чем состоял замысел вашего проекта? Каков план ваших действий по его осуществлению?
— Изначально я планировала создать вовсе не журнал. Моим идеалом была база данных, которой бы ученые (не только гуманитарии) могли владеть на кооперативных началах и сами продавать свои статьи по доступной цене (доступность можно было бы определить голосованием). Но на эту идею никто не откликнулся. Идея журнала публике оказалась понятнее, хотя меня и не очень радует, что так сложилось.
В окончательном варианте проект представляет собой электронный междисциплинарный журнал европейских исследований. Тематика — история европейской культуры от Средневековья до XIX века, поскольку именно этот временной промежуток обычно считают эпохой «классической» европейской цивилизации. Концепция журнала включает в эту категорию также европейскую часть России, снимая барьер между русистами и зарубежниками, — и в этом пространстве можно вести разговор, например, о русских обычаях в описании Марко Поло (чему посвящена одна из статей текущего выпуска).
Основой идеологии журнала является полная открытость для всех авторов независимо от возраста и статуса и честное слепое рецензирование (которое декларируют, но не выполняют на практике многие журналы как в России, так и за рубежом). Публикация для авторов полностью бесплатная. Поскольку издание электронное, то объемы статей в принципе не ограничиваются, разве только здравым смыслом. Что немаловажно, в статье допускается любое количество иллюстраций (при условии, что автор указывает их источники и берет на себя потенциальную ответственность за копирайт).
К публикации принимаются статьи, переводы исторических источников (включая поэтические тексты) и рецензии на книги. Основное требование к статьям — информативность. Это должно быть либо оригинальное исследование, либо обзор современного состояния науки по данному вопросу, если эта информация малодоступна российскому читателю. При этом работа должна быть интересна не только узким специалистам, но и достаточно широкому кругу гуманитариев. Проблема многих общегуманитарных журналов, возникших в 90-е годы при разных институтах и кружках, — то, что они заполнены имитационными работами на темы типа «Христианство у Шекспира» (что такие работы призваны нам сообщить? что Шекспир был христианином? и так ясно, что не буддистом). Журнал Valla ориентирован прежде всего на читателя.
Пилотный номер предлагается читателям полностью бесплатно, материалы последующих номеров можно скачивать по небольшой цене, доступной даже студентам. Книжные рецензии остаются бесплатными (читатель обращается к рецензии для того, чтобы узнать, стоит ли тратиться на книгу, и не должен платить еще и за рецензию). При этом Valla — первый журнал, в котором авторы будут получать роялти от скачивания их статей, так что читатели, покупая статьи, поддерживают непосредственно авторов.
Проект родился в результате некоего критического накопления негативных впечатлений о современной научной среде вообще и научной периодике в частности. С одной стороны, мы имеем инертность и жадность зарубежных издателей, которые требуют по 30–40 евро за статью в формате PDF, причем понятие авторских прав утратило всякий смысл, потому что как раз авторам статей не достается ничего. С другой стороны, странную смесь анархизма и этатизма среди российских ученых, многие из которых считают, что информация должна быть полностью бесплатной, но при этом требуют, чтобы ее производство оплачивало государство. Как следствие, начинается гонка за отчетностью по публикациям. Получается, что статьи пишутся и публикуются не для читателя, а ради самой публикации.
— Вы ориентировались на какой-то образец? Вообще, что для вас — образец научной периодики, хотя бы и бумажной?
— Я по жизни не очень склонна ориентироваться на какие-либо образцы и назначать себе эталоны. Скажем так, я много наблюдала за позитивным и негативным опытом разных журналов и делала выводы. На моих глазах обрушился один журнал из-за элементарного непонимания современных реалий. Вместо того чтобы выйти в Интернет и предложить электронную подписку, они ждали, что какой-то чиновник порадеет за них и обяжет организации подписаться на журнал в принудительном порядке. С другой стороны, те, кто перешел на электронную подписку и предложил разумные цены, выжили. Ну что ж, каждому свое.
— Расскажите об осуществлении проекта и плане действий.
— Еще два-три года назад мне бы не пришло в голову подобное безумие, за полным отсутствием денег, но недавно я узнала про краудфандинг — технологию сбора средств для стартапа на общественных началах. Я зашла на сайт Планета.ру и увидела, что людям реально удается собрать денег на проекты, иногда довольно дорогостоящие. Сама сняла видеоролик, сама смонтировала и запустила проект. Бюджет проекта был заложен в 75 тыс. рублей, удалось собрать около 60 тыс. (это отличный результат, но налог и комиссия «Планеты» съели более четверти суммы). Плюс я вложила около 15 тыс. личных средств. От цен, которые запрашивают российские изготовители сайтов, я тихо обалдела и решила делать все сама. Мне удалось минимизировать затраты на техподдержку сайта — я приобрела недорогой пакет услуг на зарубежном хостинге. Для создания выпусков журнала используется бесплатное программное обеспечение Open Journal System, которое уже известно российским пользователям (его, например, использует журнал «Словене»).
Основной статьей расходов в итоге оказалось непосредственно ведение бизнеса в отечественных условиях (социальные взносы, банковское обслуживание и т.д.).
На данный момент проект можно считать осуществленным. Уже в августе журнал получил ISSN. Вышел второй выпуск журнала, в феврале следующего года готовится к выпуску третий. На данный момент основная задача — расширение читательской аудитории. Хотелось бы подчеркнуть, что журнал Valla, не являясь популяризаторским в примитивном смысле слова, рассчитан отнюдь не только на специалистов. В России безусловно есть запрос на серьезную гуманитарную литературу: книги таких авторов, как Ю.М. Лотман, А.Я. Гуревич, В.А. Мильчина, покупают не только специалисты. Почему бы не предложить этой аудитории статьи, легко доступные в электронном виде?
— Зачем нужен еще один научный журнал?
Знаете, мне не раз задавали этот вопрос, и каждый раз мне вспоминается анекдот: «Что бы Васе подарить на день рождения? — Давайте книгу подарим. — Да у него уже есть книга…» На самом деле в России гуманитарных научных журналов катастрофически мало, если исключить из этого списка всевозможные «Вестники Энских университетов». Сколько журналов по Средневековью у нас? «Древняя Русь», «Средние века» (лишь в 2008 году переформатированный из альманаха), Vox Medii Aevi, ну еще Arbor Mundi (скорее общегуманитарный с уклоном в медиевистику). А хотелось бы, чтобы было десять — пятнадцать. И чтобы хотя бы штук пять из них служили общей платформой для русистов и зарубежников. На данный момент ситуация такова, что эти сферы пересекаются слабо.
— Тут есть некая дилемма: с одной стороны, это наша российская беда — у нас все в единственном экземпляре: от элементов научной инфраструктуры до политических деятелей. И это исключает конструктивную конкуренцию. Но с другой стороны, у нас порой просто нет ресурсов на два и больше конкурирующих экземпляра. В связи с этим, не находите ли вы, что просто не будет контента для еще одного медиевистского издания?
— Повторю, что Valla не строго медиевистский журнал: по ряду соображений, в том числе достаточно авторитетной концепции «долгого Средневековья», охват материала расширен до XIX века включительно. Вот, например, петровская эпоха, которой посвящен ряд ваших статей на Полит.ру, — Средневековье или нет? С формальной точки зрения нет, однако мы интуитивно чувствуем, что эти люди ближе к XV веку, чем к XX.
Кроме того, существуют авторы, которые пишут качественные работы, но по разным причинам социального характера не могут попасть в другие журналы — иногда просто потому, что не принадлежат к данной тусовке: кружковость очень сильна в науке. И этих людей оказывается не так уж мало. На самом деле среда есть, но она страшно разобщена. Одна из задач журнала — преодолеть это разобщение.
— Для не-медиевистов: а что означает выбранное вами название?
— Журнал назван в честь флорентийского гуманиста Лоренцо Валлы (1407–1457), основоположника современных методов филологической критики источников: он доказал поддельность так называемого «Константинова дара» (жалованной грамоты якобы от императора Константина римским папам). Его портрет помещен на обложке журнала. В последние двадцать лет очень много говорят о междисциплинарности, о необходимости синтеза смежных областей знания, но ведь гуманитарное знание и было когда-то единым полем — в эпоху Ренессанса. Стремление к этому синтезу и отражает название журнала.
— Что в реальности оказалось иначе, нежели в расчетах?
— Крупных неожиданностей не было, так как я старалась тщательно собирать информацию и планировать каждый шаг. Вообще я считаю свой проект успешным для того этапа, на котором он сейчас находится. Из мелких — неприятно было столкнуться с практикой узаконенных поборов с предпринимателя до того, как он вообще начал что-то предпринимать (в теории я об этом знала, но столкнуться с этим в реальности — другое дело). Причем не только со стороны государства, об этом все знают, но и со стороны коммерческих структур — банков в первую очередь. Наши банки, к сожалению, заточены под работу с крупным бизнесом. Стоимость обслуживания высокая, в открытии счета вообще могут отказать, если решат, что вы им неинтересны. В итоге проект обходится дороже, чем предполагалось.
Удивила бюрократия платежной системы PayPal — подключение корпоративного аккаунта оказалось едва ли не самым сложным этапом проекта.
— Расскажите немного про первый опыт привлечения авторов: кто соглашается и почему.
— Конечно, я начинала с людей, которые лично со мной знакомы и доверяют мне. Но на самом деле получить согласие авторов обычно не так сложно. Гораздо сложнее, чтобы это согласие не осталось виртуальным и на выходе все-таки появилась реальная статья. Приходится искать индивидуальный подход к каждому.
Однако еще до выхода пилотного номера материалы стали поступать самотеком. Во втором выпуске таких материалов больше половины. Разумеется, часто поступают и слабые работы, один раз обратился явно неадекватный автор, пишущий для районной газеты про белочек и нравы молодежи. Но в любом журнале так бывает испокон веку.
— В чем сетевая специфика вашего издания? Или же оно просто — сетевой образ некого не существующего в реальности бумажного издания, на которое просто нет денег?
— Знаете, ваш вопрос изначально задает некую позицию, согласно которой «реальными» являются только бумажные издания, а сетевые — какие-то ненастоящие. Притом что миллионы людей сейчас читают книги и статьи в Интернете. На всех форумах спрашивают: «Где скачать?» Людям все-таки от книги или статьи нужно то, что в ней написано, а не материал на кулек для семечек. Никакой реальной пользы от бумаги, за которую они платят, и часто немаленькие деньги, они не получают (кроме, может быть, эстетического чувства или чувства привычки).
Издание бумажной периодики, причем не только научной, в современных условиях становится все более экономически нецелесообразным, тем более что статьи все равно в итоге попадают в Интернет (будь то платный ресурс или бесплатный). Ну и экологические соображения никто не отменял — не буду повторять то, что было сказано о бумажной промышленности до меня.
Если говорить о конкретных технических преимуществах сетевого издания, то они достаточно очевидны. Современные авторы все чаще работают с интернет-источниками и вынуждены давать гиперссылки на них. В бумажном издании это выглядит бессмысленным: мало кто будет набирать с бумажного листа огромное количество знаков, чтобы проверить ссылку. Сетевое издание позволяет дать работающую гиперссылку. Мы так и делаем в журнале Valla. При этом никто не мешает сохранить все технические характеристики бумажного издания (пагинацию, например) для удобства ссылок на саму статью. И, конечно, электронный формат незаменим для воспроизводства иллюстраций — не требуется никаких дополнительных ресурсов.
— Есть ли возможность для автора статьи вносить исправления после выхода номера?
— Используемая платформа этого технически не предусматривает, и был момент, когда об этом пришлось пожалеть (были некоторые огрехи в метаданных пилотного номера). Но в целом я не вижу такой необходимости. Научная публикация тем и отличается от блога или сайта, что призвана фиксировать определенное состояние ума исследователя, который вполне может заблуждаться. Научная этика предполагает, что ошибки исправляются не задним числом, а в последующих публикациях.
— Могли бы вы сравнить ваш журнал с другим научным интернет-журналом, о котором писал «Гефтер», — «История военного дела: исследования и источники»? Что общего и что различается?
— Спасибо за вопрос. Я с большим почтением отношусь к проекту Milhist.info, но у нас непересекающаяся тематика. Сразу на ум Толстой приходит — «Война и мир». Так вот, у меня про «мир». Если угодно, журналы Valla и Milhist.info могут рассматриваться как взаимодополняющие.
— Ваш прогноз о перспективе отношений Интернета и научной периодики?
— Тенденция за последние десять лет, по-моему, не оставляет альтернатив: научная периодика стремительно уходит в Интернет. Что беспокоит всерьез, так это инертность и жадность издателей, которые не хотят адаптироваться к новой реальности и, пытаясь брать цену за файлы как за бумажные издания, провоцируют пиратство. Мы сейчас вступаем в эру Гутенберга 2.0. Средневековые скриптории, где за большие деньги переписывали пером манускрипты, наверное, тоже были страшно недовольны, когда появился печатный станок и дорогостоящие рукописи стали не нужны.
— Планируете ли развивать отношения с библиотеками, в частности — депонировать там бумажные копии?
— Это может быть лишь планом долгосрочной перспективы, но в долгосрочной перспективе неясно, каков будет статус библиотек и бумажной периодики вообще. Уже сейчас существует достаточно много людей, которые предпочли бы не тратить время на поездку в библиотеку, а быстро скачать файл из Интернета. Если цена будет адекватной, почему бы и нет? Статья в журнале Valla стоит всего 80 рублей. В Москве этого хватит только на поездку в метро до библиотеки и обратно. При этом в библиотеках вы часто платите за ксерокопирование и сканирование материалов. Здесь же читатель, заплатив раз небольшие деньги, сразу получает все, что ему нужно. Поэтому в теперешних условиях библиотеки не приближают читателей к журналам, а скорее создают для читателей полосу препятствий (особенно в российских условиях).
— Исходя из чего установлены расценки на скачивание материалов? Не боитесь ли, что скачан каждый материал будет лишь однажды — а дальше он станет предметом бесплатного обмена в соцсетях?
— Расценки в журнале установлены, во-первых, исходя из наблюдения над некоторыми русскоязычными гуманитарными журналами с платным доступом, во-вторых, на основании опроса, проведенного в моем блоге в прошлом году. Рискну заявить, что Valla — первый, по крайней мере в России, журнал, созданный с учетом мнения самих читателей, сколько они хотят платить.
Что касается пиратского распространения материалов — да, такая опасность существует, но ей подвержено любое издательство. И раз издательский бизнес в принципе существует и пока не собирается в едином порыве дружно самоубиться, то я вижу тут основания для оптимизма. Главное — суметь адаптироваться к этой новой реальности.
Комментарии