Королевская прививка нацизмом

Колонки

Мудрость задним числом

16.05.2016 // 2 829

Историк, публицист, автор ряда исторических арт-проектов по новейшей истории Великобритании и Северной Америки.

В нынешнем году Ее Величество Елизавета II отметила 90-летие со дня своего рождения. Билеты на пышный юбилей были раскуплены, едва только появились в продаже, причем четыре тысячи из двадцати пяти — за первые полчаса. Британцы по-прежнему боготворят свою королеву, 9 сентября 2015 года превзошедшую рекорд своей прапрабабушки королевы Виктории по продолжительности пребывания на троне, которое составляло 23 226 дней, 16 часов и 23 минуты. Согласно данным опроса Sky News, 70% желают, чтобы Великобритания оставалась монархией навсегда, а 58% доверяют королеве больше, чем большинству политиков.

Юбилей любимой королевы был отмечен британцами и остальным миром с традиционным размахом. Издания всех мастей пестрели всевозможными подборками фотографий, на которых был запечатлен, кажется, каждый год и каждый шаг из жизни Ее Величества. Тем не менее, в этих подборках, как правило, отсутствовали кадры, так смутившие подданных и сочувствующих в июле минувшего года. Речь идет о кадрах, на которых малышка Лилибет репетирует нацистское приветствие.

Спустя всего два месяца после шумного празднования 70-летнего юбилея победы в Европе во Второй мировой войне, общество всколыхнула новость, на первый взгляд, кажущаяся ужасной: британский таблоид медиа-легенды Руперта Мердока The Sun опубликовал видеосъемку того, как маленькая принцесса Елизавета по наущению своего дядюшки — принца Уэльского — вскидывает руку в нацистском приветствии «зиг хайль!». «Страна, победившая фашизм», т.е. Великобритания, а вслед за ней и все остальные, были шокированы такими детскими выходками нынешней королевы Британского Содружества, самого могущественного монарха в мире, Елизаветы II.

Для начала все-таки следует разобраться, что же происходит на пленке и есть ли в этом, действительно, нечто ужасное.

Съемка, датированная 1933–1934 годами, велась в королевской резиденции Балморале, предположительно, самим герцогом Йоркским, отцом принцессы Елизаветы, которого впоследствии мир будет знать как Георга VI. Его брат и дядюшка юных принцесс вместе с их матерью учит малышек салютовать нацистским манером.

На момент указанных годов, которыми датируют съемку, партия НСДАП, чьим символом и являлось подобное приветствие, была абсолютно легальна, только-только пришла к власти в Германии, и, хотя Гитлер уже тогда был Гитлером, ничего страшного в этом жесте не было. С тем же успехом принц Уэльский мог учить девочек вскидывать кулак в «рот фронте», а куда хуже было бы то, если бы он учил маленьких принцесс показывать, скажем, средний палец. Вот это уже бросало бы тень на и так весьма потрепанный моральный облик будущего герцога Виндзорского, известного не только браком с разведенной американкой, отречением от престола, но и вояжами в Третий рейх.

Если бы подобная история произошла после сентября 1939-го, когда Британская империя уже объявила войну Германии, тогда подобное поведение могло бы стать предметом общественного порицания, тем не менее, эта история происходила значительно раньше. И за период с 1933-го по 1939 год в Третьем рейхе с выкриками «зиг хайль!» и без оных побывал далеко не один дипломат, не один представитель Дворца и не одно официальное лицо Британской империи.

Тем не менее, на международной дипломатической арене приветствие «зиг хайль!» никогда не было официальным, официальным были и остаются рукопожатия.

Вскидывали руку в нацистском приветствии лишь те, кто хотел угодить фюреру, обычно это были неофициальные, но известные визитеры Гитлера. Вроде Дэвида Ллойд-Джорджа, победителя Первой мировой, который и породил такое явление, как «Гитлер» в Версале [1], и который после встречи с ним в сентябре 1936 года называл его «величайшим из живущих немцев» [2].

Когда после того памятного визита Ллойд-Джордж вернулся в отель, где его ожидала дочь Меган, она также встретила отца криком «хайль Гитлер!», на что Ллойд-Джордж ответил ей тем же и еще раз подтвердил впечатление от фюрера: «Да-да, хайль Гитлер! Он по-настоящему великий человек!» [3]. Но такие достаточно известные подобности мировоззрения «валлийского поверенного» ужаса у британской общественности не вызывают, более того, сегодняшний принц Уэльский — Чарльз — открывает памятник этому человеку напротив Вестминстера.

На уровне неофициальном допускалось все. Равно как и лакейские жесты Ллойд-Джорджа, равно как и принятие уже Гитлера за лакея лордом Галифаксом. Официально с нацистскими приветствиями в Букингемском дворце было весьма строго. И когда герр фон Риббентроп, будучи еще германским послом, вручал верительные грамоты только коронованному после отречения Эдуарда VIII (который и запечатлен на пленке) Георгу VI и позволил себе вскинуть руку вверх, приветствуя монарха, он был после не только осмеян прессой, но и вызван в Форин Оффис для профилактической беседы, где ему объясняли, что протокол не допускает подобных вольностей [4].

Семейные игры на лужайке перед домом никак нельзя назвать официальной политикой, тем не менее, Букингемский дворец не на шутку всполошился, узнав о том, что подобные «компрометирующие» кадры стали достоянием общественности. Изменив своей привычке не комментировать никаких, в том числе и исторических, вопросов, Дворец выразил сожаление, что фильм просочился в прессу. За тем, кто посмел передать таблоиду Мердока эти кадры, как сообщала «Дейли Мейл», в Букингемском дворце началась целая охота.

Был обвинен в «сливе» информации Мохамед Аль-Файед, выкупивший часть архивов, хранившихся на вилле герцогини Виндзорской. Но в скором времени после уверений его пресс-секретаря, что мистер Аль-Файед в первую очередь джентльмен и никогда не стал бы заниматься подобным, обвинения были сняты.

После появилась версия, что Дворец сам предоставил эти материалы для прошлогодней выставки «Королевское детство».

Некоторые историки и просто сочувствующие немедленно стали выражать Ее Величеству вечную преданность, а также оправдывать «малышку Лилибет» юным возрастом, в котором принцесса находилась на момент и не могла отдавать отчета своим действиям. Тем не менее, как свидетельствуют некоторые источники, уже в таком раннем возрасте принцесса Елизавета прекрасно сознавала свою роль и свой статус. Так, на шуточное приветствие лорда-камергера: «Доброе утро, маленькая леди!», она в точно таком же возрасте, как на пленке, отвечала: «Я не маленькая леди, я — принцесса Елизавета!», чем смущала свою бабку Ее Величество королеву Марию [5].

Пресса же нанесла новый удар по королевской семье, публикуя выставленные на аукцион фотографии «зигующего» герцога Виндзорского, который на пленке и учит такому же жесту свою племянницу и отношение к которому на Острове в последнее время резко изменилось. От романтического образа мужчины, который ради женщины отказался от короны, уже давно мало что осталось, и фигура его теперь предстает едва ли не демонической.

Но под удар прессы попала не только здравствующая королева Елизавета II, но и ее покойная мать, которая на пленке весело салютует вместе с дочерью и которая для британцев является определенной святыней, а тот же Гитлер уже в военное время называл ее «самой опасной женщиной в мире» за ее гражданскую деятельность.

Всего этого, разумеется, можно было бы избежать, если бы архивы королевской семьи были предоставлены для работы историкам. С подобной инициативой выходила передовица «Таймс», горячо поддержанная большинством ученых.

В снятии печати молчания с уст Букингемского дворца хотя бы и по такому скандальному вопросу, конечно, видится проблеск надежды в первую очередь для исторического сообщества. Автору этой статьи, который лично состоял в переписке с Дворцом, в просьбах прокомментировать незначительные детали, связанные с интересующими автора темами, было отказано, но вполне возможно, что после той шумихи, которую подняла «желтая пресса», ситуация изменится к лучшему.

И даже если пока Букингемский дворец в который раз отказывается вступать в дискуссию по поводу необходимости опубликования частных архивов королевской семьи, возможно, после еще нескольких подобных «утечек» научная среда наконец обогатится новыми материалами. Пока же остается только «выразить сожаление», что эти материалы находятся под замком и становятся достоянием общественности только в скандальном, но не в научном формате.


Примечания

1. Bell P. The Origins of the Second World War in Europe. L., 2007. P. 15.
2. Owen F. Lloyd George. L., 1954. P. 737.
3. Rudman S. Lloyd George and the Appeasement of Germany, 1919–1945. Cambridge, 2011. P. 224.
4. Maisky I. The Diary of the Diplomat. London 1939–1943″. Vol. 1. M., 2006. P. 157.
5. Kelley K. The Royals. Vol. 1. N.Y., 1997. P. 82.

Комментарии

Самое читаемое за месяц