Что такое краеведение и в чем его сила?

Местные возможности и сбывшаяся история

Дебаты 05.12.2016 // 16 512
© Фото: Gadzhi Kharkharov [CC BY 2.0]

Основой обращения к этой теме, помимо личного интереса, стало изучение подходов и опыта краеведческой работы во Владимиро-Суздальском регионе, в том числе анализ позитивных результатов этой деятельности, а также причин общественной недооценки ее роли в современном мире. Высказываемые здесь соображения построены на общении и обсуждении этих вопросов с краеведами нашего региона и анализе социальных тенденций в сельской местности.

В работе сделана попытка рассмотрения краеведения как общественно-консолидирующего явления, касающегося многих сфер жизнедеятельности человека и социальных групп и имеющего интегрирующую патриотическую идеологию.

Одной из ключевых целей краеведческой деятельности следует считать сохранение важных основ и ценностей прошлого и настоящего в будущем. В данном случае мы не будем акцентироваться на вопросах методологии краеведения, а остановимся на малозаметных, но важных основах этого понятия.


Краеведение и история

Как правило, понятие «краеведение» в первую очередь ассоциируется с историческими знаниями о данной местности, с их поиском и сохранением для следующих поколений. Некоторые относят краеведение к научному течению, что подразумевает наличие методологии, то есть принципов и подходов к изучению этого предмета. Но здесь мы сталкиваемся с тем, что до недавнего времени краеведение было и во многом до сих пор остается уделом энтузиастов-любителей, действующих по своим интересам, правилам и возможностям.

Важным в представлении о краеведении является то, что предмет его изучения — это не только прошлое, а также настоящее и даже, в определенном смысле, будущее. То, что мы делаем сегодня, по сути, не являясь историей, уже завтра станет ею. И любое дело, которое сегодня связано с данным регионом (краем), завтра станет историческим событием этого края. В этой связи несправедливо ассоциировать краеведение исключительно с предметом истории (науки о прошлом). Хотя историческая методология в полной мере может использоваться и в вопросах краеведения. При этом известно, что предметами краеведения также являются объекты природы, географии и других сфер, не связанных с историей.

Можно выделить еще одну отличительную особенность в сравнении двух предметов — это традиционная политизированность истории в угоду той или иной правящей конъюнктуре, в то время как краеведение аполитично и пытается искать подлинный ответ на вопрос «как это было на самом деле?».


Краеведение и обществознание

Важным аспектом в краеведении является неотделимость изучения края от жизнедеятельности человека. Фактически, краеведение, в части изучения различных сторон жизни человечества на всех этапах его развития, можно справедливо отнести к региональному обществознанию.

Дословно «ведать» означает «знать». Поэтому знание края подразумевает и знание местных проблем, включая социальные и культурные проблемы. Один из основоположников современного отечественного краеведения Сигурт Оттович Шмидт отождествлял понятия «краеведение» и «краелюбие». То есть краеведом является не только тот, кто ищет в архивах новые исторические сведения, но и тот, кто обустраивает свой дом, свое село, восстанавливает храм, участвует в общественной жизни региона и даже просто помогает соседу, так как сплоченность, общее дело, дружба — важные опоры и основы краеведения, залог его развития.

Очевидно, что накопленные знания об этом мире не смогли бы появиться ранее, жить сегодня и продолжить существование завтра без человека, без нас. Если настоящее невозможно без прошлого, а будущее, соответственно, без настоящего, то получается, что будущее невозможно без прошлого. Другими словами, если сегодня не востребовать и не сохранить прошлое, то завтра будет невозможно восстановить ассоциацию общества с этим прошлым, которым станет и настоящее — мы сегодня. Приведем пример. Находилось на севере Юрьев-Польского уезда, а может быть, еще княжества, сельцо Ратьково. Сельцо небольшое, место интересное, огороженное оврагами. Был там когда-то даже храм — собор Иоанна Предтечи. Много столетий жили там люди, десятки, сотни тысяч людей со своими судьбами и историей, передавали из поколения в поколение память о прошлом, о своих предках. И вот прошло уже более 40 лет, как случилось ему исчезнуть. Последних уроженцев Ратькова сегодня почти не осталось, там уже не родились их дети, и где-то, в других местах, сейчас живут их внуки и правнуки. Что для каждого из них значит бывшее сельцо, которое уже 40 лет назад стало частью колхозного поля? Помнит ли кто-то из них о том, что их прабабушка или прадедушка родились и жили в этом селе? Но вероятный ответ несет в себе не только то, что забыта история какого-то там сельца Ратькова и многих тысяч его бывших жителей, но и то, что никому эта история в будущем будет не нужна и не интересна, так как не будет людей, связанных с этим местом, ассоциирующих себя именно с ним. Таких сел и деревень в России уже десятки тысяч. И в наше время к ним добавляется еще около тысячи ежегодно. Так во времена прогрессивного развития информационного пространства так же прогрессивно умирает историческое наследие великих масштабов, история миллиардов людей.

Можно сказать, что если человек перестает ассоциировать себя с землей, с конкретным местом на этой земле, то тем самым он становится своего рода «космополитом», то есть гражданином «всего мира», без отечества, не имеющим связи с конкретным местом и без обязательств сохранения этого места. Его отношение к окружающему обществу, где бы он ни находился, становится как минимум нейтральным. Фактически, нынешнее уничтожение сельского мира в России — многотысячелетнего уклада жизни человека — в будущем может стать причиной уничтожения российской государственности вообще и русской самоидентичности в частности. А отказ от прошлого сегодня может стать первым шагом к предательству завтра.


Краеведение и религия

Связь краеведения с религией состоит не только в уважении общих ценностей. В текстах Священного Писания содержатся уникальные краеведческие сведения — подробные историко-географические описания древних стран, народов, их культуры и обычаев. Кроме этого, Библия содержит многочисленные родословные росписи, подчеркивающие важность знания истории рода — одного из ключевых аспектов краеведения. «Авраам родил Исаака…» — первая известная генеалогическая запись. А родословная Иисуса Христа в Новом Завете описывается даже два раза.

В христианских регионах значимая доля всей сохранившейся краеведческой информации об истории населенных пунктов связана с деятельностью сельских приходов и монастырей. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры — уникальное собрание различных исторических документов, а коллекции метрических приходских книг — ценнейший источник знаний о жизни наших предков. Более того, первыми краеведами, оставившими значимое краеведческое наследие, были именно священники. Это были люди, понимавшие ценность не только наследия прошлого, но и сохранения информации о современности и ее подлинности. К счастью, такие люди были и в нашем регионе. Упомянем о некоторых из них и их известных работах. Ананий Федоров — ключарь Суздальского Богородничного Рождественского монастыря («Сказание о Богоспасаемом граде Суждале», ок. 1770), Василий Гаврилович Добронравов и Василий Маркович Березин («Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», 1896), Алексей Александрович Бобров («Гавриловский Посад за 200 лет назад по писцовым книгам», 1893), Михаил Ефимович Лавров («Автобиография сельского священника М.Е. Лаврова», 1900) и др.

Сегодня тоже можно привести примеры подвижнической краеведческой деятельности среди священнослужителей. В нашем регионе это священник Александр Юрьевич Парфенов — автор книги «Ростов Великий» и Виталий Юрьевич Базанов (игумен Гермоген) — создатель краеведческого музея. В этой связи вспоминается высказывание одного из наших коллег, что «в церквях было бы больше людей, если бы среди священников было больше краеведов».


Краеведение и политика

Можно сказать, что краеведение в полной мере охватывает собой известное понятие «патриотизм», исключая при этом неизбежные общественно-политические разобщения. Например, сегодня идеи патриотизма зачастую склоняются в сторону национал-патриотизма или «исторического» патриотизма, когда патриотизм ассоциируют с конкретным историческим периодом или государственным лидером. Это может привести к превращению патриотизма в разрушающий радикал-патриотизм. Патриотизм в истинном смысле (любовь к отечеству, забота о нем, преданность ему) представлен именно в краеведении. Достаточно посетить интернет-ресурсы краеведческой тематики (к примеру, «Наше Ополье»), чтобы увидеть совершенный паритет в общении и делах людей разных политических взглядов, разной веры, потомков «белых» и «красных», крестьян и помещиков, священников и атеистов. Таким образом, одним из важных принципов краеведения является общественное согласие, чего не может, к примеру, достичь ни одно современное политическое движение.

Более того, краеведение обобщает в себе идеи всех основных политических течений. Например, «либерализм» (уважение к человеку) полностью созвучен с важностью роли личности в краеведении. Биографическим исследованиям выдающихся земляков посвящено множество краеведческих работ. Также, в не меньшей степени, краеведение использует идеи консерватизма, например, в части вопросов сохранения культурных традиций регионов, социальных и религиозных ценностей, исторических памятников.

В этой связи очень странным выглядит практически полное отсутствие внимания современного политического мира к такому консолидирующему, созидательному и патриотичному явлению, как краеведение. По всей видимости, это связано с отсутствием понимания сути этого вопроса, силы и правды его идей. Краеведы, как правило, представляются пожилыми и чудаковатыми дедушками и бабушками, которые с самозабвением штудируют в архивах пыльные книги. На самом деле, среди краеведов сегодня часто можно встретить энергичных молодых людей с новыми идеями. А упомянутые дедушки и бабушки — это преданные своему делу люди, являющиеся, по своей сути, истинными патриотами. Можно даже сказать, что краевед — это своего рода образец морального облика современного россиянина, подлинный герой нашего времени, имеющий ценности, не измеряемые деньгами и властью. Достаточно поинтересоваться личностями краеведов в регионах, чтобы увидеть, что это в подавляющем большинстве порядочные и уважаемые люди.

* * *

Среди итогов наших рассуждений можно отметить, что идеи краеведения уникальны своей широтой и не могут быть охвачены ни одной наукой или структурной отраслью в сфере жизнедеятельности человека. Они создают возможности разрешения ряда проблем общества, в том числе отношений и конфликтов людей внутри него. И здесь важно понимание личного, непосредственного отношения к краеведению практически каждого человека, которому не безразлична судьба его родины, его страны. Изучаешь историю края — краевед, участвуешь на любом уровне в общественных делах края — опять краевед, помнишь, где жили бабушка и дедушка, — тоже краевед.

Эти соображения, на самом деле, вполне очевидны, но, к сожалению, их обсуждение непопулярно. Даже современные подходы в изучении истории сразу лишают ребенка понимания своего места в этом мире. Какое отношение он имеет к исчезнувшим цивилизациям? Такое же, как к несуществующей деревне Ратьково, исчезнувшей где-то между Владимирской и Ивановской областями. Другое дело, если начать изучение прошлого с первого шага, со своего дома, села, района, области, своих родителей, бабушек, дедушек, всех других наших предков, неразрывно связанных с развитием всей истории человечества. Но этого нет. Надеюсь, пока нет.

Поддержка идей краеведения означает поддержку исторических ценностей (память о значимых событиях, предках, выдающихся личностях, традициях, малых и больших поселениях); заботу о настоящем (созидание, бережное отношение к окружающему миру и обществу, к земле и природе); участие в формировании будущего (сохранение прошлого в настоящем). Эти ценности являются вечными. По крайней мере, до нашего времени они дожили.

Источник: Наше Ополье: краеведческий сборник. 2016. Вып. 17. С. 50–55.

Читать также

  • Девять тезисов о краеведении

    «Краеведение может быть местом рождения нового политического воображения и местом иного самоопределения. Иного по отношению к привычным без-местным, детерриториализованным противопоставлениям “западники / путинисты / патриоты / либералы / правые / левые/” и т.п.»

  • Комментарии

    Самое читаемое за месяц