С 1 по 3 июня в Ростове-на-Дону пройдет III ежегодная конференция в рамках совместного проекта журнала «Новое литературное обозрение» и Европейского университета в Санкт-Петербурге

1–3 июня 2018 года, Ростов-на-Дону

Новости 03.05.2018 // 3 262

Тема: «Герой нашего времени»: лидеры общественного мнения и их культы в эпоху (пост)модерности.

Важнейшим компонентом европейского Нового Времени было возникновение секулярной культуры, отстаивающей право на автономию личности от диктата церкви и государства. Складывание институтов гражданского общества сопровождалось появлением феномена светских публичных фигур: «лидеров общественного мнения», «властителей дум», «национальных героев». В русской традиции, с легкой руки М.Ю. Лермонтова, закрепилось название «герой нашего времени». Речь идет о социокультурных типах личности, которые становятся символом для целого поколения (или нескольких поколений), во многом определяя этические, эстетические и поведенческие нормы и практики эпохи. Эти новые культурные герои успешно конкурируют с традиционной иерархией авторитетов, с течением времени заметно подрывая символический капитал монархов и святых. В ряду таких культовых персонажей можно обнаружить полководцев (Наполеон, адмирал Нельсон, маршал Жуков), революционеров (Робеспьер, Гарибальди, Ленин, Че Гевара), литераторов (Вольтер, Байрон, Пушкин), общественных деятелей (Чернышевский, Керенский, Сахаров), законодателей мод (мадам Рекамье, Джордж Браммель, Оскар Уайльд), ученых (Пастер, Эдисон, Эйнштейн), бизнесменов (Руперт Мердок, Билл Гейтс) и даже вымышленных художественных персонажей (Вертер, д’Артаньян, Печорин, Гарри Поттер).

В XX и XXI веке «властителями дум» становятся также политики-популисты, диктаторы, спортсмены, кинодивы, модели, разнообразные медийные фигуры.

Мы хотели бы предложить для обсуждения на конференции следующие вопросы:

— Какие социальные механизмы (или идеологические лакуны) порождают подобный персонифицированный институт общественного мнения в последние три-четыре века?

— Как происходит формирование и институциализация культовой личности в конкретную эпоху?

— Благодаря каким качествам эти культурные герои становятся проекцией коллективных надежд, страхов, фрустраций, а также самоидентификации современников?

— Как быстро и каким образом происходит смена культурных героев в разные периоды?

— Каковы сходства и различия «властителей дум» в разных национальных контекстах?

— Каковы причины периодической реактуализации «героев старого времени»?

Конференция состоится в г. Ростов-на-Дону, где, благодаря замечательным местным ученым, сформировалось активное академическое сообщество.

Заявки на участие, содержащие в себе название и тезисы доклада (не менее 3600 знаков с пробелами) и краткое CV, просьба направлять не позднее 10 марта 2018 года по адресу: [email protected]

Оргкомитет оставляет за собой право отбора поступивших заявок. Участники конференции могут рассчитывать на гранты по проезду и проживанию в Ростове-на-Дону.

О проекте

Редакция журнала «Новое литературное обозрение» и Европейский университет в Санкт-Петербурге, исходя из общей заинтересованности в продвижении нового гуманитарного знания и в целях поддержки и развития международных академических связей, договорились об учреждении долгосрочного проекта: организация серии ежегодных международных конференций под общим названием «Слова и вещи: антропологический поворот в гуманитарных и социальных науках».

Конференция мыслится как площадка для продвижения гуманитарной российской мысли в международное научное сообщество, как инструмент формирования нового поколения ученых-гуманитариев в России, создания условий для становления новых гуманитарных центров в регионах страны, противодействие изоляционистским тенденциям в научной и общественной сфере.

Термин «антропологический поворот» используется здесь для обозначения мощного интеллектуального тренда, набиравший обороты на протяжении всего 20 века. Сегодня можно констатировать уже произошедшую «антропологизацию» гуманитарного знания, появлению новых дисциплин, таких как историческая, философская, культурная, социологическая, экономическая, медицинская и проч. антропологии. Большинство «дисциплинарных мод» последнего 30-летия — устная история, гендерные исследования, урбанистические штудии, история эмоций, память, травма, история повседневности, теории телесности и т.д. — все так или иначе вписываются в большой антропологический тренд.

Творчество разных и по возрасту, и по методам исследования ученых позволяет увидеть сходный вектор движения отечественной гуманитарной мысли. Его можно крайне схематично представить как переход от жестких обобщенных тотальных построений к более гибкому, детализированному, индивидуализированному изучению человека и культуры, от текстоцентричности — к визуальности и телесности, от бинарных оппозиций и интертекстуальности — к культурной и философской антропологии.

Отчасти этот «антропологический поворот» связан с крушением советской эпохи со всей ее системой социокультурных мифологем, что поставило перед российскими гуманитариями (и русистикой в целом) задачу критического переосмысления перспектив и инструментария собственной профессии, выработки новых понятийных категорий и эстетических ориентиров, реформирования культурного поля и его институтов.

В то же время широкая рамка «антропологического поворота» призвана не столько ограничить проблематику интеллектуального диалога, сколько способствовать его расширению и развитию в направлении новых методологических подходов, адекватных интеллектуальным вызовам наступающей эпохи.

Мы надеемся, что новый научный проект позволит привлечь коллег из смежных областей, и будет способствовать выходу отечественных ученых из «славистического гетто» в международное интеллектуальное пространство.

Комментарии

Самое читаемое за месяц