Богословие в эпоху постмодерна и постправды

Олег Давыдов о подвижной карте современного богословия

Видео 21.03.2018 // 3 590

Интервью с кандидатом философских наук, научным сотрудником Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (Владивосток) Олегом Давыдовым.

Современное богословие в США можно разделить на богословие постмодерна и богословие в эпоху постмодерна: первое наследует радикальному богословию, для которого интерпретация важнее содержания, а второе — традициям созерцательного богословия, вдохновлявшегося множеством источников, от феноменологии до православной апофатики. Это богословие мало пересекается с американской и европейской библеистикой, с либеральным подходом к Писанию: для него Писание — не предмет исторического или герменевтического изучения, а обоснование диалога и интеллектуального статуса Откровения. Но при этом богословие чутко реагирует на вызовы: в эпоху Буша-младшего таким стал вызов «нового атеизма» Докинза и других, новая программа секулярного Просвещения, а в эпоху Трампа такой вызов — скорее новый фундаментализм, подпитывающийся уже как конспирологией, так и изоляционизмом. Университетское богословие реагирует на это как точная и академическая наука, умеющая работать с догматами как аксиомами и дедуцирующая ответы, как это делал Фома Аквинский. Для развития американского богословия важна не столько конфессиональная программа или традиция, сколько место на карте университетского взаимодействия: и католическое, и протестантское богословие — это прежде всего набор университетских институтов, утверждающих свою автономию перед лицом аналитической философии и обосновывающих себя как полноценную альтернативу. Поэтому и для протестантов, и для католиков важнее не связь с европейскими или местными традициями, а умение обосновать свое конфессиональное богословие во взаимодействии с другими богословскими центрами США. Эпоха Трампа — пока сравнительное затишье в богословии: споры о новом атеизме сошли на нет, а споры вокруг биоэтических вопросов, начиная с вопроса об абортах, все более академизируются. Поэтому если и говорить о богословских новациях эпохи Трампа, эпохи медийной и импровизационной политики, то это новая волна фундаментализма, часто медийно поддерживаемого. Это продолжение активной деятельности уже в строго академических рамках (например, теологической эстетики) наследников католического «нового богословия», определившего направление Второго Ватиканского собора. Наконец, это дальнейшее развитие «публичного богословия», как и принято в США, наряду с «публичной философией» — в эпоху постправды на него формируется новый запрос, но контуры его, строго говоря, еще не определились.

Комментарии

Самое читаемое за месяц