Фильм «Батальонъ»: гламурные «новобраницы» на «забытой войне»

«Женские истории» в поле российских мифов

Карта памяти 06.03.2015 // 2 991
© batalion-film.ru

Воздадим должное памяти храбрых. Но… не место женщине на полях смерти, где царит ужас, где кровь, грязь и лишения, где ожесточаются сердца и страшно грубеют нравы.
А. Деникин. Очерки русской смуты

Одним из символов фильма «Батальонъ» (именно так, с «Ъ» на конце), вышедшего в прокат 20 февраля 2015 года, является красный мак. Его вручали бомонду, оказавшемуся на премьере в главном зале московского кинотеатра «Октябрь». До сих пор в странах, воевавших в блоке Антанта, мак — символ памяти о погибших в Первой мировой войне, который придумала в 1918 году американский профессор и волонтер Моина Майкл. В России об этом символе, как и вообще о той Великой войне, юбилей начала которой мы вроде отметили в прошлом году, знают чрезвычайно мало. На своем сайте создатели исторической драмы цитируют заявление В.В. Путина, что поражение в Первой мировой войне стало причиной того, что сама война является «забытой» [1]. Слова президента оказались «важны» для создателей фильма «Батальонъ», главная цель которого — «отдать долги тем, кто погиб, сражаясь за Россию на фронтах Первой мировой войны». Результат получился неоднозначным.

Продюсер Игорь Угольников (фильм «Брестская крепость) и кинорежиссер Дмитрий Месхиев (драма «Свои») рассказали в своем фильме историю «Первой женской военной команды смерти Марии Бочкаревой». По словам ее биографа С.В. Дрокова, жизнь Бочкаревой была «неординарной». Потомица столыпинских переселенцев в Сибирь, она бросила пьяницу-мужа и ушла к еврею Янкелю (Яше) Буку, оказавшемуся вором. Звездным часом Бочкаревой стала Первая мировая война. В 1914 году Бочкарева написала письмо Николаю II, и царь разрешил ей служить в действующей армии вольноопределяющейся. «Яшка», так по имени второго, гражданского мужа Бочкареву звали на фронте, за свои подвиги получила георгиевский крест и три медали [2].

В мае 1917 года Мария Бочкарева выступила инициатором создания женских батальонов смерти: «Непосредственным участием в военных действиях, не щадя жизни, мы, гражданки, должны поднять дух армии и просветительно-агитационной работой в ее рядах вызвать разумное понимание долга свободного гражданина перед родиной» [3]. В ее батальон записывались женщины, служившие в армии по высочайшему разрешению, а также волонтерки, в том числе родовитые дворянки. В июне того же года женщины приняли первый бой у города Молодечно. Согласно рапорту полковника В.И. Закржевского, батальон «вел себя в бою геройски». Отразил 14 атак немецкой армии, понес потери — 30 человек убитых и 70 раненых. Лишившись в первом же бою почти половины состава, батальон перестал функционировать как боевая единица. Вот, если кратко, историческая канва, которая легла в основу фильма «Батальонъ».

До сих пор Первая мировая война практически отсутствует в массовой исторической памяти. Так что создатели фильма были свободны в своих интерпретациях, естественно в рамках героико-патриотической генеральной линии. Для начала из названия киноверсии исчезло слово «смерть». Вероятно, продюсеры «Батальона» не хотели отпугнуть часть аудитории, опасающейся брутальных военных фильмов. Ведь главный конфликт в фильме — это столкновение благородного мира женщин, или «новобраниц» (так говорит экранная Бочкарева), движимых благими порывами, и циничного мира мужчин, способных и жену избить, и Родину предать. Надо признать, что в целом конструкция работает, заставляя зрителей сопереживать актерам этого, по словам В.В. Путина, «вдохновляющего кино». Я и сам с интересом посмотрел ленту на утреннем сеансе в небольшой компании окрестных пенсионерок. С их простодушной оценкой трудно не согласиться: «Хороший фильм. Актеры здорово играют».

Бесспорный и главный успех фильма — это актриса Мария Аронова, создавшая яркий и цельный образ комбата. Иной эту даму, лично я, уже не могу представить. В исполнении Ароновой «Яшка» предстает по-мужски жесткой, несгибаемой, упертой. Она и приголубит, и в морду даст, почище любого вахмистра (что, кстати, исторический факт). Можно поздравить Игоря Угольникова, который без кастинга отдал роль актрисе Вахтанговского театра. В роли графини Марии Татищевой гламурно блеснула актриса Мария Кожевникова — депутат Госдумы. Лучше всего создателям «Батальона» удалась первая часть, где новобраницы проходят военную подготовку, превращаясь из барышень в солдат (такой коллективный «Солдат Джейн»). Их стригут под ноль (что соответствует исторической правде). А когда Бочкареву заключают под арест, ибо отказалась учредить солдатский комитет, то ее новобраницы в одном строю выстоят всю ночь перед дверями штаба, лишь бы вызволить комбата. Эпизод запредельно фантастический, но трогательный и эффектный по картинке.

Мужской мир фильма населен в основном отрицательными персонажами. Министр обороны А.Ф. Керенский (Марат Башаров), готовый бросить на германские штыки женщин, лишь бы спасти наступление и воодушевить солдат. Военный оператор в самые драматичные моменты продолжает снимать пропагандистскую хронику о жизни женского батальона. Муж Бочкаревой жестоко избивает свою жену-изменщицу на глазах у невмешивающихся солдат. Вечно пьяный полковник Бороздин (привет полковнику Бороздину из «Чапаева») прячется от всех проблем под одеялом. В фильме есть положительные патриотичные офицеры, но показаны они так эпизодически, что не всех зритель даже успевает запомнить. Перегруженность персонажами — явное следствие грядущей телеверсии. Тогда-то, наконец, развернутся во что-то цельное обозначенные в фильме линии романтических отношений между барышнями и господами-офицерами, на радость поклонникам исторических мелодрам.

Но главное зло — это коллективный солдат, разагитированный немцами и большевиками, не желающий воевать, погрузившийся в пьянство и распутство. В одном из эпизодов счастливых новобраниц, наконец, добравшихся до передовой, внезапно атакует толпа своих же русских вояк, с весьма недвусмысленными намерениями. Заводила насильников — «солдат-большевик» (так он назван в титрах) в исполнении Артура Вахи. Причины такого поведения создатели фильмы не единожды подчеркивают: это шнапс, который бесплатно поставляет в окопы немецкая разведка, и солдатская демократия. Точную формулировку находит полковник Цепляев (Евгений Дятлов): «развращение лживой свободой».

Наконец, на фронте эти два мира сталкиваются. Барышни-солдаты считают «чудом» отправку на фронт и кажутся готовыми к героической смерти за Родину. Но реальность войны оказывается какой-то совсем не романтичной. Солдат Зобов (яркая роль Кирилла Полухина) после нелепой гибели первой новобраницы от руки немецкого агента скажет комбату: «Куда ты их привела… этих девочек? На гибель? На смерть?»

В финальном эпизоде «батальонъ» с большими потерями захватывает германский окоп. О сцене боя я, пожалуй, умолчу. На мой взгляд, к реальности она имеет такое же отношение, как фильм «Сволочи» — к истории Великой Отечественной войны. Бочкарева в буквальном смысле огнем отрезает своим новобраницам путь к отступлению, а те, как настоящий спецназ, крошат германцев. В итоге враг превосходящими силами отрезает дамам путь к отступлению. И тут наступает кульминация фильма. Офицеры, видя нежелание солдат воевать, срывают погоны и идут простыми солдатами в бой. В последних кадрах в атаку вместе бегут: полковник генштаба, и малодушный Бороздин, и все солдаты, в том числе муж Бочкаревой, и даже агитатор-большевик. Из толпы насильников возникли мужчины, которые вспомнили, что должны защищать своих женщин. Премьера «Батальона» вышла аккурат к 23 февраля, а финал, похоже, должен вдохновить мужчин на празднование 8 марта.

А.И. Деникин в главе «Суррогаты армии: “революционные”, женские батальоны» «Очерков русской смуты» дал такую оценку этому бою: «Женский батальон, приданный одному из корпусов, доблестно пошел в атаку, не поддержанный “русскими богатырями”. И когда разразился кромешный ад неприятельского артиллерийского огня, бедные женщины, забыв технику рассыпного строя, сжались в кучку — беспомощные, одинокие на своем участке поля, взрыхленного немецкими бомбами. Понесли потери. А “богатыри” частью вернулись обратно, частью совсем не выходили из окопов» [4]. Финальный титр сообщает нам о формировании других женских батальонов, вдохновленных подвигом команды смерти Бочкаревой. На самом же деле в августе 1917 года Главковерх Л.Г. Корнилов приказал не пускать отряды новобраниц на фронт.

«Батальонъ» вышел в прокат на волне кампании по включению в историческую память россиян героики Первой мировой войны (многосерийная докудрама на Первом канале, памятник на Поклонной горе и музей в Царском Селе). И яркий игровой фильм в этом контексте смотрелся бы уместно. Почему же в качестве темы выбран батальон Бочкаревой, чей героизм, мягко говоря, спорен? Ведь есть много известных и неизвестных героев Первой мировой — таких как летчик-ас Александр Казаков, впервые в истории выживший во время воздушного тарана. Сдается мне, продюсеры здраво рассудили: русскую версию «Солдата Джейн» с гламурными актрисами и вдохновляющим сюжетом зритель пойдет смотреть с большей вероятностью, чем драмы о неизвестных ему проигранных битвах.

Сегодня, когда образы воюющих женщин стали страшной реальностью, кажется важным в который раз напомнить: у войны не женское лицо и вообще оно довольно мерзкое. И в этом смысле киномиф отчасти спорит с историей. Реальная Бочкарева продолжила борьбу за создание женских боевых частей, участвовала в Гражданской войне и была расстреляна большевиками. А Бочкарева-Аронова в финале просит прощения у своих «новобраниц», возможно, понимая, что их жизни не стоили кадров пропагандистской хроники.

 

Примечания

1. Сайт фильма «Батальон» Режим доступа http://www.batalion-film.ru/history/
2. Дроков С.В. Организатор Женского батальона смерти // Вопросы истории. 1993. № 7. С. 164–169 / Август 1914 (электронный ресурс). Режим доступа http://august-1914.com/articles/drokov.html
3. Там же.
4. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Париж, 1921 / Militeralib.ru (электронный ресурс). Режим доступа http://militera.lib.ru/memo/russian/denikin_ai2/1_29.html

Комментарии

Самое читаемое за месяц