-
Разговор о безальтернативности и альтернативах всегда оказывается разговором о социальном и политическом консенсусе. Как происходит «использование» соответствующих политических инициатив, исходящее из некоторого «центра»? Об этом мы поговорили с И.М. Клямкиным.
-
Видеозапись пятого заседания в рамках проекта «Гефтеровские чтения – 2012».
-
О том, как можно ответить на вызовы новой политики, заставляющей иначе смотреть на политическое поведение, мы побеседовали с немецким политическим философом Ульрихом Беком во время его последнего приезда в Москву.
-
Марк Леонард
Кризисный Евросоюз — нечто новое, но что? Судя по описанию основателя и директора Европейского совета по международным отношениям Марка Леонарда, перед нами — территория без определившегося лица.
-
Борис Дубин
Гефтеровская тема альтернативности истории будет подаваться в журнале ГЕФТЕР, в том числе на современном материале. Каковы же сегодня в России «голоса разнообразия» для власти и общества? Об этом — Борис Дубин.
-
Бо Айзенберг
Современное самосознание как кризис. Таков посыл исследования Рейнхарта Козеллека о происхождении критического анализа в эпоху Просвещения. Это комментарий на работу по исторической герменевтике, актуальность которой не утрачена до сих пор.
-
Как возникло новое представление о безальтернативности, за присвоение которого борются различные политические силы? И что в этом смысле нам даст пример России? Об этом мы побеседовали с Вячеславом Игруновым.
-
Виктория Файбышенко
Продолжают поступать отзывы на статью Александра Филиппова «Суверен Гоббса». На этот раз культуролог Виктория Файбышенко связывает идею суверена с идеей уже освященной истории, в которой есть постоянное сотворение политики.
-
Нина Чечулина
Возвращение Солженицына — не просто знаковое событие отечественной истории, но событие в истории памяти. О коллективном воспоминании не как общем переживании, но как общем отрезвлении — статья Нины Чечулиной.
-
Тимоти Снайдер
Книга Т. Снайдера «Кровавые земли» стала спусковым крючком дискуссий об исторической памяти Европы, отличающейся от памяти отдельных народов. В чем особенность взгляда Снайдера на кровавые страницы европейской истории ХХ века?
-
Евгений Савицкий
Историк Евгений Савицкий в своей рецензии вскрывает ряд важных моментов, которые и обеспечили успех книги Тимоти Снайдера. Один из них — скрытое разделение на воюющие земли и страдающие земли.
-
Владимир Рыжковский
Рецензия Владимира Рыжковского на книгу Тимоти Снайдера «Кровавые земли. Между Гитлером и Сталиным», опубликованная в киевском журнале «Критика», продолжает дискуссию о проблеме исторической памяти Европы.
-
Панорама современной исторической мысли с трудом может быть охвачена одним взглядом. Об императивах работы современного историка мы побеседовали с профессором Александром Каменским, деканом факультета истории НИУ ВШЭ.
-
Андрей Игнатьев, Роман Стойчев
Мы публикуем отклики философа Романа Стойчева и социолога Андрея Игнатьева на статью Александра Филиппова «Суверен Гоббса», показывающие, что дискуссии о суверене уже не укладываются в шмиттеанскую концептуальную рамку.
-
Татьяна Ткаченко
Мы публикуем отрывок из дипломной работы Татьяны Ткаченко, в которой она вскрывает интеллектуальную предысторию позиции Дж. Агамбена с целью уточнить введенное П. Леви и разработанное Агамбеном понятие «серой зоны» неразличения.
-
Иван Крастев
Европейский кризис ощущается на разных уровнях: начиная с будущего еврозоны и разделения государств-членов ЕС до всплеска популистских сил. Об уроках, которые можно извлечь из краха Советского Союза, говорит Иван Крастев.
-
Александр Махов
Как показывает в своей работе Александр Махов, источники повседневного знания о прошлом часто воспринимаются опосредованно, и форум екатеринбуржцев оказывается полигоном проверки и трансформации знаний о прошлом человека, города и страны.
-
Жак Ревель
Социальная история ХХ века, как пишет профессор Высшей школы социальных наук Жак Ревель, не подразумевает производства вопросов, но постоянную постановку под вопрос самих оснований социального порядка.
-
Фрэнсис Фукуяма
В своей статье Фрэнсис Фукуяма развивает диалектику господина и раба, упрощенную до состояния социального конструктора «Лего». Предсказания Фукуямы нужно читать, держа перед глазами шумные улицы Афин, а не заявления министров.