• Колонки

  • Влад Кравцов
    Крушение СССР осмыслено плохо. Корпус мемуаров и размышлений, написанных участниками тех лет, довольно обширен, но вызывающе неинформативен. Это понятно: для инсайдеров, вписавшихся в новые реалии, слишком много причин сохранять молчание
  • Александр Марей
    Как видно из реакции Гульнары Баязитовой на мой недавний очерк о Бодене, наибольшие возражения вызвала моя трактовка боденовской “Republique” как государства. Мой очаровательный оппонент утверждает, что «Боден, безусловно, трактует la République в цицероновском смысле, прежде всего как “общее благо”». Однако я бы не был столь безапелляционен
  • Сергей Митрофанов
    Сергей Митрофанов
    Историки никогда не обойдут эту сцену, настолько она классична, архетипична и соответствует всякий раз воспроизводимому мифу. Это миф о Тиране и поэте; о Тиране и народе; о Тиране и мудреце. Говоря философски, о власти силы и власти ума
  • Виктория Файбышенко
    Книга «Ольга Седакова: стихи, смыслы, прочтения», объединившая американских, европейских и российских исследователей, отличается от привычного нам типа сборника филологических статей. Кажется, жанровая неопределимость и сложность интенции этих текстов указывают на исходную проблематичность того, как именно надо писать о современной поэзии
  • Сергей Чернышев
    Дата рождения С. Платонова, автора подметной книги “После коммунизма”, неизвестна. Но точно датируется инициация его проекта. 14 июня 1983 года на Пленуме ЦК прозвучало откровение Андропова: партия не изучила должным образом общество, которым правит
  • Гульнара Баязитова
    О сочинении Жана Бодена «Шесть книг о Республике», действительно, написано либо слишком много (на Западе), либо слишком мало (в России). А. Марей совершенно прав, говоря об отсутствии критического комментированного перевода главного политического трактата французского философа на русский язык
  • Александр Марей
    Жана Бодена (1529–1596) можно по праву назвать одним из самых невезучих авторов в политической философии. С одной стороны, цитируемый всеми, он не покидает страниц монографий по теории власти и суверенитета, без него не обходится практически ни одна уважающая себя энциклопедия или словарь, число же статей, посвященных ему, уже давно не поддается никакому исчислению
  • Александр Марков
    Республика Петтита — не та система, в которой заранее распределено, кто трудится, а кто следит за ходом и результатами труда. Это даже не система, в которой все утверждают свою политическую инициативу с опорой на свои профессиональные занятия, — таков был бы кочующий лагерь, но не республика
  • Надежда Селунская
    Неделю — ноябрьские праздники, так просто и говорим: на ноябрьские, когда каникулы у детей. Что именно “отмечаем” с 4-го по 7-е, плюс-минус, сказать трудно: революция (или мятеж?), притом что она октябрьская? Возможно, мы чествуем Смутное время, заодно с его предтечей и памятником Иваном Грозным
  • Александр Марей
    Этот текст представляет собой ряд мыслей, возникших по прочтении двух текстов Александра Фридриховича Филиппова и одного — Леонида Ефимовича Бляхера. Не оспаривая высказанное ими (прежде всего, потому, что я практически со всем сказанным согласен), я рискну добавить к их беседе еще несколько моментов
  • Инна Булкина
    Текст Львова — безусловно, первый и главный городской текст новой украинской литературы. Львов опережает обе столицы, и первую, и настоящую, и Харьков, и Киев, не только и не столько словесной массой всего, что о нем придумано, сказано и написано
  • Александр Ф. Филиппов
    Из всех видов полемики два кажутся мне самыми трудными: когда спорящие ни в чем не согласны между собой и когда различия во взглядах, во всяком случае, высказанных взглядах, малы. Отвечать Л. Е. Бляхеру мне трудно как раз потому, что у нас может получиться полемика второго рода
  • Леонид Бляхер
    Небольшой текст А.Ф. Филиппова, размещенный среди материалов очередного заседания Валдайского клуба, необычайно плотно концептуально нагружен, невероятно значим для осмысления дня грядущего, да и текущих драматических и не очень событий
  • Андрей Десницкий
    Российское православие бывает, конечно, разным. Но основной тренд осени 2016 года понятен: старец Илий, которого все считают затворником и духовником патриарха, освящает памятник царю Ивану Грозному
  • Надежда Селунская
    Новостная лента сейчас постоянно приносит строки, в которых соединяются не самые ожидаемые компоненты: в одном абзаце в причудливых сочетаниях переплетаются слова “церковь”, “роскошь”, “запреты”, “банки”, “банкротства”, “экономические проекты митрополита”, “компромат”. Осуждения роскоши со стороны представителей Церкви, ее виднейших иерархов широко обсуждаются в обществе
  • Олег Давыдов
    В нашумевшем фильме “Левиафан” А. Звягинцева есть сцена, где главный герой, переживающий экзистенциальную трагедию, встречает священника и спрашивает его: “Где твой Бог милосердный?” В субтитрах эта фраза переведена на английский язык не дословно, но несколько изменено
  • Надежда Селунская
    Библиотеку имени Данте, т.е. не очень большой зал обычного дома, полный книг, московские читатели некогда ласково называли «залкой», поскольку была библиотека в ту пору — имени Мате Залки. Имя шло этому уютному залу и потому нравилось
  • Василий Лурье
    Читать Ролана Барта “о жизни”, а не просто “о филологии”, — занятие, может быть, столь же труднообъяснимое, что и чтение средневековой монашеской литературы. Но в нем может быть важный смысл
  • Моргана Девлин
    Присуждение Нобелевской премии по литературе американцу Бобу Дилану всколыхнуло мировую общественность по обе стороны океана. Лауреат Нобелевской премии мира Барак Обама тут же провозгласил Дилана “одним из своих любимых поэтов”, а Юрий Лоза — “местечковым американским явлением”